Ольга Маркелова
Роль музыкального и художественного фольклора в жизни детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
Публикация «Роль музыкального и художественного фольклора в жизни детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным и художественным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе
Первое знакомство ребёнка с музыкальным и художественным фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Золотое яичко», «Репка», и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ может быть фрагментным (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств.
В своей работе я использую как плоскостные, так и обычные пособия. Плоскостные пособия:
- иллюстрации, картины;
- плоскостные фигурки людей и животных (со статистическими и подвижными частями);
- плоскостной настольный театр.
Объё мные пособия:
- игрушки стилизованные (например, свинка в фартучке, лисичка в сарафане.);
- игрушки – самоделки из бумаги и ткани;
- игрушки, имитирующие предметы народного быта (ведра, коромысла, деревянные ложки и т. д.);
- разные виды театров (кукольные, пальчиковые театр на шарах и т. д.);
- некоторые народные музыкальные инструменты
В группе оборудовали книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки - раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений.
Своеобразие оформления, яркость, красочность сразу привлекали внимание детей. Они с радостью и большим желанием берут, просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений
В заключении хочется еще раз отметить, что музыкальные и художественные фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.