Маисат А.З.
Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8 «РУСАЛОЧКА»
г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31
Открытое мероприятие :
Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей
Разработала воспитатель:
Абдуллаева М. З.
2019г.
Публикация «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей
Приветствую, дорогие читатели блога! Вновь продолжаю рубрику ответов на ваши вопросы. Сегодня рассмотрим роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь развитие речи — это один из главных аспектов, на которые мы делаем упор при проведении занятий в детском саду с младшими дошкольниками. Как правило, чаще всего развитие речи осуществляется посредством игровой деятельности, но музыкально-театрализованная также дает отличные результаты.
Содержание статьи:
• 1 Какие задачи решает музыкально-театрализованная деятельность?
• 2 Этапы работы над интонационной выразительностью
• 3 Роль музыкально-театрализованной деятельности : игры и упражнения
Какие задачи решает музыкально-театрализованная деятельность?
Развитие речи детей осуществляется посредством разных видов деятельности, включая музыкально-театрализованную. Этот вид деятельности характеризуется возможностью импровизации, дает возможность оживить звуки, передать образ героя с помощью эмоциональных средств. Музыкальная игра, движение под музыку, пение — все это способствует развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.
Особую роль в данном аспекте играет музыкальный театр. Это увлекательная форма работы с воспитанниками, которая является средством познавательного, эстетического и речевого развития детей. Музыкальный театр можно использовать в работе с детьми с целью решения следующих задач речевого характера:
• увеличивается словарный запас;
• практикуется и совершенствуется диалог и монолог;
• прививается культура речевого общения;
• воспитанник учится выстраивать диалог с воспитателем;
• усваиваются нормы речи;
• развитие умения драматизировать и инсценировать.
Музыкально-театральные инсценировки требуют особых выразительных средств, включая интонацию, мимику, жесты, что позволяет лучшим способом передать образ героя. Помимо пересказа готовых текстов часто дети сочиняют собственные сюжеты, что очень важно для развития их речи. Также театрализованная деятельность предусматривает развитие интонации и выразительного произношения, что позволяет лучшим способом передавать свои эмоции и чувства.
Репетируя и тренируя выразительность высказываний, у воспитанников активизируется словарный запас, усваивается звуковая культура речи, происходит развитие мелкой моторики и моторики речедвигательного аппарата. Ребенок тренирует речевой слух и дыхание, дикцию. С этой целью для детей младшего дошкольного возраста предлагают инсценировки небольших стихов, легких литературных произведений. Особое внимание на занятиях уделяется обучению воспитанников речевым навыкам, напевам, особой мимике и движениям.
Этапы работы над интонационной выразительностью
В построении интонационной выразительности выделяют несколько этапов:
1. Характеристика героя, которого будет играть воспитанник, повторение характерных для него движений.
2. Тренировка интонационного произношения, характерного для данной роли.
3. Общие характеристики речевых особенностей образа.
4. Переход в образ посредством творческих приемов (выражение разных чувств).
5. Исполнение стихотворения или произведения по ролям с учетом музыкального сопровождения инсценировки.
Особенно эффективно, когда дети исполняют сценку не просто в паре, а большой группой. Коллективная музыкально-театрализованная деятельность помогает им научиться сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Построение интонационной выразительности важно в том случае, когда с воспитанниками работает специалист. Но важно также побудить их к самостоятельной деятельности, когда они сами могут выбирать текст, движения, интонацию и т. д. Это так называемые игры-инсценировки, когда они сами выбирают персонажей, которых будут играть, при этом придумывая речи и напевая песенки.
Для работы над выразительностью речи необходимо организовывать небольшие пятиминутки по артикуляционной гимнастике, выполняя различные упражнения, которые я уже ранее описывала здесь и в этой статье. Подойдут также скороговорки, речевки и так называемые фонопедические и логоритмические упражнения, например:
«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и»,
Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и».
Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и»,
И начал грозно так реветь
И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и»,
Нам с тобой их не догнать.
Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и»,
И их домой скорей вернем».
,
«Я здороваюсь везде,
Дома и на улице (повороты вправо-влево)
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (движение «крылышки»)
Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой)
Привет, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками)
Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя)
Привет, маленький дубок (показать «деревце»)
Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево)
Здравсствуй, день, нам здороваться не лень».
Музыкальный театр таким образом позволяет прорабатывать все составляющие устной речи младших дошкольников.
Роль музыкально-театрализованной деятельности : игры и упражнения
Если в прошлом разделе мы рассмотрели несколько упражнений на развитие интонации, то сейчас хочу сказать о том, что у детей также важно развивать слух и голоса для участия в музыкальных инсценировках. С этой целью можно выполнять упражнение «Эхо». Оно сводится к тому, чтобы ребенок повторил фразу с теми же характеристиками, которые произнес воспитатель. Т. е. Он дожен повторить тембр, громкость, высоту звука. Фразу можно проговаривать или пропевать.
Раз уж мы заговорили о пении то важно отметить что именно пение способствует устранению целого ряда недостатков речи, включая проглатывание окончаний и невнятное произношение. Интересные музыкально-дидактические задания развивают фонетико-фонематический слух, внимание и память. С этой целью воспитанникам можно предложить следующие игры: «Угадай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Двигайся в ритм музыке» и другие.
Как уже говорилось выше, развитие мелкой моторики тесно связано с музыкально-театрализованной деятельностью и развитием речи. Когда ребенок поет пальчиковые песенки, то его речь обогащается. К счастью, сейчас в Сети можно найти достаточно много таких песенок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музыкально-театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста. Вдобавок ко всему у детей развивается память и внимание, координация движений, формируются социальные навыки поведения. Кроме того, воспитанники с раннего детства приобщаются к искусству и народной культуре, знакомятся с творчеством великих писателей. Исполняя роль своего персонажа, ребенок учится преодолевать застенчивость, становится более уверенным.
Роль музыкально-театрализованной деятельности на занятиях в детском саду просто неоценима. Дорогие коллеги, поделитесь с нами, а как вы проводите подобные занятия? Входят ли они в план воспитателя или музыкального руководителя? Буду рада прочитать про ваш опыт.