Папки-передвижки

Роль логоритмических занятий в коррекции речи детей

Светлана Кузнецова
Роль логоритмических занятий в коррекции речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС:

«РОЛЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Составитель:

музыкальный руководитель

Кузнецова С. А.

г. Элиста - 2014

Цель:

1. Ознакомление с типами ИОС;

2. Создавать игровую среду;

3. В ходе проведения мастер - класса активизировать деятельность педагогов и стимулировать коммуникативные навыки.

Публикация «Роль логоритмических занятий в коррекции речи детей» размещена в разделах

Оборудование:

Домик, кубик, тучки, капли, кукла - аналог Петушок, Карлсон, схемы, мольберт, магнитофон.

Вступительное слово:

Изменения, происходящие в условиях реформирования системы дошкольного образования, требуют нового подхода и к совершенствованию обучения и воспитания детей дошкольного возраста и речевой патологией.

Вся работа речевых групп нашего детского сада построена на тесной взаимосвязи всех специалистов, занимающихся коррекцией развития речи детей - логопатов. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребёнка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов необособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Одной из форм взаимодействия муз. руководителя, логопеда, воспитателя в нашем саду является логоритмика. Логоритмика - это синтез музыки, движения, речи.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными и систематическими. Следуя установкам педагога - классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять её с учетом своих возрастных особенностей. А так как игры - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, то на занятиях логоритмикой используем игровые обучающие ситуации.

Существуют три вида игровых обучающих ситуаций.

Фрагменты, которых я сейчас и продемонстрирую. Согласны?

Вот и ладно по порядку

Загадаю вам загадку

Тот, кто верный даст ответ

Будет просто молодец!

-Кто с малиновой бородкой,

Горделивою походкой,

Утром вышел на лужок Это Петя. (Петушок)

-Конечно, настоящего петуха я не принесла, но зато есть вот такие замечательные игрушки.

Что-то Петя наш не весел? Что ты голову повесил? (Петушок шепчет на ухо)

-Ах, вон оно что! Не слушается язычок. Не расстраивайся, вот у меня кубик, он поможет тебе и нам выполнить гимнастику для язычка.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата.

Петушок: Я самый голосистый

Ку-ка-ре- ку!

-Ах ты, хвастунишка! Нет уж, послушай, что про тебя другие скажут. А все красивые слова мы поместим вот в эту копилку. Согласен? Тогда я начну. Ты самый сладкоголосый?

Проводится игра «Волшебная копилка».

Цель: Самостоятельно называть прилагательные, соответствующие образу; обогащать словарный запас.

Ход игры:

Сложите в копилку слова, которыми можно рассказать о персонаже. Какая игрушка — аналог была использована в данном фрагменте? Какие игрушки можно использовать?

Таким образом, первый тип игровых обучающих ситуаций строится на использовании игрушек-аналогов, изображающих животных, птиц, растений. Существуют огромное разнообразие игрушек (мягкие, резиновые и пр.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые ёлочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы).

Присутствие игрушек уместно всякий раз, когда занятие строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Форма игрушек должна быть узнаваема и не вызывать сомнения в принадлежности тому или иному виду животных или растений. Игрушка независимо от материала, из которого она изготовлена, должна вызывать положительные эмоции, быть «доброй», симпатичной, эстетичной.

-Сегодня, зайдя на сайт WWW.CKA3KA.ry ,прочитала сообщение, в котором Карлсон просит о помощи. Он хоть мужчина и в полном рассвете сил, но многое не знает и просит объяснить, где спит птичка.

А вы знаете? Нет?

Тогда слушайте, запоминайте и повторяйте вместе со мной.

Проводится игра-попевка «В гнёздышке»

(игра проводится индивидуально и по парам)

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук; согласование движений с музыкой и текстом.

В гнёздышке спит птичка

(складывают руки «ковшиком»)

А лиса в норе, а лиса в норе

(смыкают пальцы правой и левой рук друг с другом)

Мушка на листочке

(ладони прижаты основаниями, пальцы рук раскрыты - «цветочек») Жучка в конуре

(концы пальцев смыкаются «домиком»)

- Карлсон хоть и взрослый, но капризный, как ребёнок и настроение меняется не по дням, а по часам.

Психогимнастика «Угадай настроение»

-Как вы думаете, какое значение имеет второй тип игровых ситуаций для развития ребёнка?

И так второй тип игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, изображающих персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Куклы из сказок - не просто симпатичные игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения. Дошкольникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например: Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение, и тогда необходимо знание и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают их учить - объясняют, рассказывают, т. е. из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему активируется умственная деятельность, расширяется словарь, уточняются и закрепляются знания.

-Какое замечательное время года — лето! Жаль, что оно заканчивается. Но, запасёмся напоследок рюкзаками и отправимся путешествовать. Хоть путь был не лёгок, а все таки приятно на привале лечь на мягкую, сочную траву и наблюдать за облаками, плывущими по небу. Видите, вон то облачко похоже на замок, а это на что похоже? А у меня необычные облака, «ритмические».

Проводится игра «Узнай облачко по ритму»

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры:

Нужно найти то облако, которое соответствует ритмическому рисунку.

А когда облака собираются вместе они образуют дождевую тучу. Сначала капельки капают медленно то слева, то справа, а вот они уже внизу и вверху

Зрительная гимнастика.

Цель: Укрепление мышц глаз.

Педагог показывает капельки. Надо глазами без поворота головы найти их вверху, слева, справа, внизу.

Как вы уже поняли третий тип игровых обучающих ситуаций - игра в путешествия.

В каждом случае сюжет такой игры следует тщательно продумывать. Дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов должны «побывать» во многих

местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника. В таких игровых обучающих ситуациях

большую помощь ему могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения.

А скажите, пожалуйста, кто по вашему мнению играет ведущую роль на таких занятиях?

Конечно, педагог! Очень важно, чтобы он сам легко входил в игру, создавал воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия.

Иначе говоря, ИОС - это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребёнка. Но всё же главная функция ИОС - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнку, а также помогает закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Литература:

4. Аванесова В. И. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду», под редакцией Н. Н. Поддьяновой, М., 1972г.

5. Локуциевская Г. Т. «Образование игрушки в эстетическом воспитании детей 5-7 лет», М., 1973г.

6. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей», под редакцией А. В. Запорожца, М., 1976г.

7. Журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2009г.

8. Журнал «Логопед» №1, 2008г.

Публикации по теме:

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль логоритмических занятий в коррекции речи детей
Опубликовано: 9 октября 2014 в 22:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль логоритмических занятий в коррекции речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД