Получи документы

Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР

Лариса Шведко
Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Любое образовательное учреждение, в том числе и ДОУ, представляет собой открытую среду, в которой процесс коммуникаций проходит по нескольким векторам как внутрь системы, так и за ее пределы. В частности основные коммуникации, имеющие своей задачей образование воспитанников учреждения, идут в четырех направлениях:

- педагог – воспитанник;

- педагог – родители;

- педагог – администрация ДОУ;

- педагог – педагоги, в том числе и других учреждений образования.

Публикация «Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР» размещена в разделах

По этим каналам коммуникации проходит целый комплекс информации, как напрямую, так и опосредованно влияющей на процесс образования детей. По сути можно говорить о единой информационно-коммуникативной среде с различными связями между ее элементами, которая призвана выполнять особые образовательные функции.

В то же время процесс образования в дошкольном учреждении не является линейной передачей знания от педагога к ребенку в вакууме, а представляет собой совокупность пересекающихся оболочек - сред, важнейшая из которых – развивающая предметно-пространственная среда. Этот комплекс различных психологических, педагогических, эргономических и эстетических составляющих, необходимых не только для рациональной организации, но и интенсификации педагогического процесса по оси «пространство-время». Подразумевается, что такая среда должна создавать необходимые условия для гармонического развития личности воспитанников, способствовать процессу активного познавания мира и творчества, а также развивать необходимые качества, умственные и эстетические способности, а также чрезвычайно важные навыки коммуникации и социализации.

В то же время у детей с общим недоразвитием речи в процессе освоения предметно-развивающей среды может возникать целый ряд проблем, начиная от недостаточной коммуникации с окружающим миром и заканчивая меньшим, чем у других детей периодом эффективного усвоения новых знаний. В этой связи требуются особые методы и подходы для организации процесса их обучения.

Эффективно решать эти проблемы помогает внедрение в образовательно-воспитательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

При этом с помощью ИКТ решается целый комплекс дидактических задач:

- усиление мотивации воспитанников к обучению;

- интенсификация процесса обучения с помощью разнообразия форм и методов образовательной деятельности;

- повышение индивидуализации обучения при сохранении его целостности;

- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

- обеспечение гибкости процесса обучения путем использования различных его методов;

- наконец, что особенно это важно в развитии и социальной адаптации детей с ОНР, - формирование у них психологической готовности к жизни и деятельности в информационном обществе.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательно-воспитательный процесс требует серьезного изменения не только содержания предметно-развивающей среды, но и компетенции педагогов и родителей. Для реализации этой задачи в нашем учреждении разрабатывается система информационно-коммуникационного сопровождения процесса образования. Исходя из основных векторов коммуникации в ДОУ и особых потребностей воспитанников, мы выделяем следующие направления работы:

- образовательная деятельность педагогов в различных областях знаний;

- коррекционно-развивающая деятельность учителей-логопедов;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с коллегами и методическая работа.

Все групповые комнаты и логопедические кабинеты, спортивный зал имеют необходимости оборудование для использования ноутбука, мультимедийной установки, оборудованы аудиопроигрователями. Музыкальный зал дополнительно оснащен стационарной мультимедийной установкой и электронным синтезатором. В методическом кабинете имеется телевизор, мобильная мультимедийная установка, компьютеры с доступом к сети Интернет. Постоянно пополняется медиатека – собрание специальных ресурсов (логопедические коррекционные программы, компьютерные образовательные игры, презентации); различные текстовые документы (сценарные разработки, выступления, рекомендации для воспитателей и родителей и т. д.); специальные таблицы (мониторинг результатов образовательной деятельности, мнемотаблицы и т. д.); графики (речевые профили, графики обследования, и т. д.); фонотека; картинки и фотоальбомы.

В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда нами используются различные ИКТ: специализированные компьютерные программы, игры, мультимедийные презентации, видеозаписи. Это позволяет существенно повысить качество образовательного процесса: развивает интеллектуальный потенциал, усиливает мотивацию, поддерживает интерес к образовательной деятельности и дает мощный положительный эмоциональный заряд воспитанникам.

В работе педагогов в различных образовательных областях чаще всего используются мультимедийные презентации, которые позволяют привнести эффект наглядности, интенсифицировать образовательный процесс, повысить мотивацию детей. Такие презентации имеют ряд неоспоримых преимуществ: компактность, наглядность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность и информационная емкость.

Основное направление взаимодействия в родителями с использованием ИКТ – работа интернет- сайта учреждения, где размещаются электронные консультации, презентации и методические пособия по различным, в том числе и логопедическим темам, видеоролики и фотоотчеты о проведенных мероприятиях. Кроме того, во время проведения родительских собраний и других форм работы с родителями, с помощью ИКТ мы демонстрируем творчество детей, презентуем педагогические проекты, организовываем музыкальные представления и спортивные праздники.

В методической работе и взаимодействии с коллегами как внутри, так и за пределами ДОУ возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют создавать научно-методические материалы, презентации к открытым занятиям и другим мероприятиям, а также оформлять необходимую документацию. Кроме того, ИКТ предоставляют возможности для пользования в целях самообразования Интернетом, создании электронных банков данных, разработке, архивирования и хранения медиатек педагогов.

Как показывает опыт нашего учреждения, основными итогами использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе детей с ОНР являются :

- значительно сокращаются сроки формирования необходимых коммуникационных навыков и высших психических функций;

- существенно повышается работоспособность воспитанников, активизируется их познавательная деятельность;

- повышается эффективность работы педагогов за счет интенсификации образовательного процесса и диверсификации его методов;

- более активно к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители;

- распространяется передовой опт работы педагогов ДОУ среди коллег.

Публикации по теме:

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Консультация «Экологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении» Экология в наше время- это одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. С каждым годом ее звучание становится.

Работа с родителями в дошкольном учреждении Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Речевое развитие в дошкольном учреждении С самого раннего возраста у детей возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье,.

Роль открытых просмотров непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Роль открытых просмотров непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Заместитель заведующего.

Система оздоровления детей с аллергическими заболеваниями в дошкольном учреждении Система оздоровления детей с аллергическими заболеваниями в дошкольном учреждении В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 76 в настоящее.

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования,.

Выборы президента группы в дошкольном учреждении Уже несколько лет в нашем МБДОУ «Детский сад № 3 «Родничок» г. Цивильска с целью расширения кругозора детей в старшей - подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 18:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шведко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД