Лариса Шведко
Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Любое образовательное учреждение, в том числе и ДОУ, представляет собой открытую среду, в которой процесс коммуникаций проходит по нескольким векторам как внутрь системы, так и за ее пределы. В частности основные коммуникации, имеющие своей задачей образование воспитанников учреждения, идут в четырех направлениях:
- педагог – воспитанник;
- педагог – родители;
- педагог – администрация ДОУ;
- педагог – педагоги, в том числе и других учреждений образования.
Публикация «Роль ИКТ в преобразовании развивающей среды в дошкольном учреждении для детей с ОНР» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
По этим каналам коммуникации проходит целый комплекс информации, как напрямую, так и опосредованно влияющей на процесс образования детей. По сути можно говорить о единой информационно-коммуникативной среде с различными связями между ее элементами, которая призвана выполнять особые образовательные функции.
В то же время процесс образования в дошкольном учреждении не является линейной передачей знания от педагога к ребенку в вакууме, а представляет собой совокупность пересекающихся оболочек - сред, важнейшая из которых – развивающая предметно-пространственная среда. Этот комплекс различных психологических, педагогических, эргономических и эстетических составляющих, необходимых не только для рациональной организации, но и интенсификации педагогического процесса по оси «пространство-время». Подразумевается, что такая среда должна создавать необходимые условия для гармонического развития личности воспитанников, способствовать процессу активного познавания мира и творчества, а также развивать необходимые качества, умственные и эстетические способности, а также чрезвычайно важные навыки коммуникации и социализации.
В то же время у детей с общим недоразвитием речи в процессе освоения предметно-развивающей среды может возникать целый ряд проблем, начиная от недостаточной коммуникации с окружающим миром и заканчивая меньшим, чем у других детей периодом эффективного усвоения новых знаний. В этой связи требуются особые методы и подходы для организации процесса их обучения.
Эффективно решать эти проблемы помогает внедрение в образовательно-воспитательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
При этом с помощью ИКТ решается целый комплекс дидактических задач:
- усиление мотивации воспитанников к обучению;
- интенсификация процесса обучения с помощью разнообразия форм и методов образовательной деятельности;
- повышение индивидуализации обучения при сохранении его целостности;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- обеспечение гибкости процесса обучения путем использования различных его методов;
- наконец, что особенно это важно в развитии и социальной адаптации детей с ОНР, - формирование у них психологической готовности к жизни и деятельности в информационном обществе.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательно-воспитательный процесс требует серьезного изменения не только содержания предметно-развивающей среды, но и компетенции педагогов и родителей. Для реализации этой задачи в нашем учреждении разрабатывается система информационно-коммуникационного сопровождения процесса образования. Исходя из основных векторов коммуникации в ДОУ и особых потребностей воспитанников, мы выделяем следующие направления работы:
- образовательная деятельность педагогов в различных областях знаний;
- коррекционно-развивающая деятельность учителей-логопедов;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с коллегами и методическая работа.
Все групповые комнаты и логопедические кабинеты, спортивный зал имеют необходимости оборудование для использования ноутбука, мультимедийной установки, оборудованы аудиопроигрователями. Музыкальный зал дополнительно оснащен стационарной мультимедийной установкой и электронным синтезатором. В методическом кабинете имеется телевизор, мобильная мультимедийная установка, компьютеры с доступом к сети Интернет. Постоянно пополняется медиатека – собрание специальных ресурсов (логопедические коррекционные программы, компьютерные образовательные игры, презентации); различные текстовые документы (сценарные разработки, выступления, рекомендации для воспитателей и родителей и т. д.); специальные таблицы (мониторинг результатов образовательной деятельности, мнемотаблицы и т. д.); графики (речевые профили, графики обследования, и т. д.); фонотека; картинки и фотоальбомы.
В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда нами используются различные ИКТ: специализированные компьютерные программы, игры, мультимедийные презентации, видеозаписи. Это позволяет существенно повысить качество образовательного процесса: развивает интеллектуальный потенциал, усиливает мотивацию, поддерживает интерес к образовательной деятельности и дает мощный положительный эмоциональный заряд воспитанникам.
В работе педагогов в различных образовательных областях чаще всего используются мультимедийные презентации, которые позволяют привнести эффект наглядности, интенсифицировать образовательный процесс, повысить мотивацию детей. Такие презентации имеют ряд неоспоримых преимуществ: компактность, наглядность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность и информационная емкость.
Основное направление взаимодействия в родителями с использованием ИКТ – работа интернет- сайта учреждения, где размещаются электронные консультации, презентации и методические пособия по различным, в том числе и логопедическим темам, видеоролики и фотоотчеты о проведенных мероприятиях. Кроме того, во время проведения родительских собраний и других форм работы с родителями, с помощью ИКТ мы демонстрируем творчество детей, презентуем педагогические проекты, организовываем музыкальные представления и спортивные праздники.
В методической работе и взаимодействии с коллегами как внутри, так и за пределами ДОУ возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют создавать научно-методические материалы, презентации к открытым занятиям и другим мероприятиям, а также оформлять необходимую документацию. Кроме того, ИКТ предоставляют возможности для пользования в целях самообразования Интернетом, создании электронных банков данных, разработке, архивирования и хранения медиатек педагогов.
Как показывает опыт нашего учреждения, основными итогами использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе детей с ОНР являются :
- значительно сокращаются сроки формирования необходимых коммуникационных навыков и высших психических функций;
- существенно повышается работоспособность воспитанников, активизируется их познавательная деятельность;
- повышается эффективность работы педагогов за счет интенсификации образовательного процесса и диверсификации его методов;
- более активно к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители;
- распространяется передовой опт работы педагогов ДОУ среди коллег.