Оксана Лавриненко
Роль игры в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является основной активностью детей. С помощью воображения, игровых действий, ролей и возможности преобразиться в различные образы дети создают игровую среду. В играх нет жестких ограничений в виде обстоятельств, пространства и времени. Дети являются творцами настоящего и будущего через свои игры. Очарование игры заключается в том, что дети живут в своем собственном мире, отличающемся от взрослых. Для детей все ново и значимо; в процессе игры они открывают то, что взрослому может показаться очевидным.
Публикация «Роль игры в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети не ставят перед собой никаких других целей в игре, кроме цели самой игры. Однако важно учитывать обучающее и развивающее воздействие игры и сохранять в ней живость и непринужденность детской жизни. Многие исследователи согласны в том, что игра является основной потребностью развивающегося детского организма, поскольку она способствует развитию физических навыков, таких как гибкость, точность и координация движений, а также развивает такие качества, как находчивость, сообразительность и инициатива.
Через игру формируются организационные и организаторские навыки, улучшаются терпимость и выдержка, а также развивается умение оценивать обстоятельства.
Антон Семенович Макаренко подчеркивал важность использования игры как средства воспитания и обращал внимание родителей на то, что воспитание не должно заключаться в запрете игры, а в создании условий, при которых игра остается игрой, но в то же время формируются ценные качества, необходимые для будущего деятеля, работника, гражданина.
Игра приобретает значение воспитательного инструмента, когда она включается в общий педагогический процесс. Руководя игрой, влияя на ее характер, организуя жизнь детей во время игры и их взаимодействие, педагог воздействует на все аспекты личности ребенка: мышление, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Значение игры как средства воспитания проявляется также в том, что, воздействуя на коллектив играющих детей, педагог влияет через коллектив на каждого отдельного ребенка. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, помогая закрепить полезные привычки и нормы поведения детей как во время игры, так и за ее пределами. При правильном руководстве игра становится школой воспитания, способствуя развитию личности ребенка.
Игра - это не только способ первичного обучения и познания мира "до науки" детьми. В процессе игры они отражают окружающую реальность и усваивают доступные им факты и явления. Однако даже старшие дети дошкольного возраста видят лишь поверхностные аспекты и не всегда понимают причинно-следственные связи. Пользуясь игрой как способом ознакомления с миром, педагог может направить внимание детей на те явления, которые могут расширить их представления. Таким образом, через игру воспитатель стимулирует интерес детей, развивает их любознательность, необходимость усвоения знаний для обогащения игрового процесса и умение применять эти знания в разных ситуациях. Путем руководства игрой педагог поощряет активное стремление детей к поиску знаний, развивает у них усилия и направление, что способствует эмоциональному и когнитивному развитию.