Папки-передвижки

Роль игры в развитии дошкольника

Ольга Бикбаева
Роль игры в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – большой и важный отрезок жизни ребенка. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка. Рамки семьи раздвигаются до пределов улицы и детского сада. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - важная составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Публикация «Роль игры в развитии дошкольника» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, действовать вместе с ними, но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности.

Наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми и взрослыми создает игровая деятельность: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. У каждого вида игры своя полезность. Можно выделить наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра вводит ребёнка в реальный мир сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество это коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью. Она имеет более точный диагностичный характер, чем любая другая деятельность человека. В игре ребёнок ведет себя на максимуме проявлений (интеллект, творчество). Игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Если все дети усвоили правила и сюжет игры, то психологическая коррекция в игре происходит естественно. Если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, то процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь воспитанникам с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.

Игра имеет большое и образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом и подготовке его к дальнейшему развитию.

Учение ребенка дошкольного возраста – это особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе созданной взрослым образовательной ситуации. Особенность учения ребенка дошкольного возраста в том, что оно протекает только при участии взрослого, его руководстве и сопровождении. Игра на занятии обеспечивает ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Это особая форма, в которую может превращаться обучение.

Конечно, игровая форма обучения не является сама по себе новой. Давно используют такую форму обучения. Но действительно это игровая форма обучения?

Зачастую воспитатели вводят в занятия для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, кукла, что-то объясняет, но ни персонаж, ни педагог, озвучивающий куклу, не могут превратить занятие в игру. Необходимо воспитателю осознать основные пути соединения игры и обучения, механизм использования игровых методов и приёмов в обучении дошкольников. Понять какая же форма обучения является наиболее уместной на занятиях с дошкольниками?

Удачными будут те формы, которые отвечают возрастным особенностям детей и направлены на приобретение и освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов.

Для детей дошкольного возраста характерен путь овладения знаниями и умениями через осуществление цели. В этом случае учение рассматривается не как самостоятельная деятельность, а как процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности. Организуя обучение, нужно вызвать у детей самую разную мотивацию: игровую, соревновательную, личностно-значимую. Данные виды мотивации являются важными для ребёнка, потому что только к концу дошкольного возраста, к семи годам появляется возможность организовать учение с опорой на внутреннюю учебную мотивацию. Пока же педагогу необходимо опираться на значимые для ребёнка мотивы – игровые. Игровые мотивы подразумевают совместное решение задач, общение, умение договариваться, моральные мотивы подразумевают способность применения знаний, умений, проявление характера и личностных качеств.

Существует несколько мотивов, типичных для дошкольного возраста : мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением действовать, как взрослые; мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные и соревновательные мотивы.

Задав мотив, начинается игра в основе, которой лежит воображаемая ситуация. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Смысл игры проходит через все занятие, не отрывками. Например, игра «На конфетной фабрике» заключается в том, что дети делают конфеты из геометрических фигур, палочек, укладывают конфеты в коробки, украшают их, развозят по магазинам или раздают кому-то. Сюжет этой игры сохранился на протяжении всего занятия с разнообразием деятельности и результатом.

Необходимо, чтобы ребёнок научился принимать воображаемую ситуацию от взрослого. В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать.

От ребенка требуется так же полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии дошкольника
Опубликовано: 14 мая 2020 в 14:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бикбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД