Сидорова Наталья Владимировна
Роль игры в природоведческом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности.
Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Именно поэтому большое значение в природоведческом развитии дошкольников имеют игры (игры с применением строительного материала и сюжетно-ролевые игры).
Особенностью творческих игр является то, что они организуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе.
Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.) оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы.
Большое значение имеет расширение опыта детей посредством проведения природоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, видео- и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир природы, но и труд людей в природных условиях.
Творческие игры – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому они должны быть, так же широко использованы в природоведческом развитии, как и в других сферах развития дошкольников.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Творческая игра природоведческого характера – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Так, играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; а зимующих насекомых – от надежности их укрытия в убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано».
Этот способ творческой игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен.
Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться.
Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части.
Творческие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.
К играм природоведческого содержания применяются определённые требования.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Таким образом игры подразделяются по возрастам :
3 года «Чудесный мешочек»,«Найди листок, какой я покажу»,«Найди такой же», «Овощи и фрукты», «Кто где живёт», «Облака, белогривые лошадки…», «Угадайте, кто я?»,«Превращалка».
4 года «Кто кем будет?», «Опиши, я отгадаю», «Неизвестное животное», «Когда это бывает», «Дети на прогулке», «Облака - загадки». 5 лет «Дикие, домашние животные», «Птицы, звери, насекомые», «Кто, где живет», «Угадай по описанию», «Найди в природе яркие и блёклые цвета». 6 лет «Знатоки природы», «Экологическая викторина», «Путешествие по временам года», «Обиженный котёнок», «Несуществующее животное», «На что похожи облака?».
Подбор и введение в природоведческое развитие дошкольников творческих игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.
Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: творческие игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
Исходя из этого, в работе с детьми необходимо использовать игры экологического содержания, так как они играют очень большую роль не только в эффективности усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Игры способствуют эффективному природоведческому развитию дошкольников, а также предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живой природе.