Елена Таргаева
Роль игры в повышении учебной мотивации у педагогически запущенных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Автор. Таргаева Елена Валерьевна, социальный педагог МКУ СРЦН «Алые паруса», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Описание статьи: Эта статья о том, с какими проблемами и ситуациями может столкнуться педагог, работающий с социально запущенными воспитанниками, поступающими в реабилитационные центры, а также педагогам, работающим с такими детьми в школе. В ней содержатся некоторые советы, основанные на личном опыте.
Роль игры в повышении учебной мотивации у педагогически запущенных детей.
Публикация «Роль игры в повышении учебной мотивации у педагогически запущенных детей» размещена в разделах
Учебная мотивация играет огромную роль в организации учебной деятельности. Ведь успешность обучения на 70-80% зависит от её сформированности у школьников. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников очень актуальна. Особенно это четко прослеживается у социально - запущенных детей. Так при поступлении в реабилитационный центр для несовершеннолетних, воспитанники проходят диагностическое обследование, которое выявляет уровень развития учебной мотивации.
При диагностировании очень часто выявляется, что у воспитанников школьного возраста не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению или же они находятся на низком уровне.
Так на момент поступления у 90% процентов всех детей в ходе диагностического обследования был выявлен низкий уровень сформированности учебной мотивации, который проявился в учебной деятельности в процессе обучения, что явилось основной причиной учебной неуспешности. А ведь каждый педагог, родитель хочет, чтобы его ребенок, за которого он в ответе, хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.
И я задалась вопросом: как сделать так, чтобы повысить интерес к учебе и учебный процесс сделать более эффективным для педагогически запущен- ных детей?
Работая над этой задачей, я пришла к выводу, что огромную роль в повышении учебной мотивации играет развитие познавательных, социальных, позиционных мотивов.
Развитие у воспитанников познавательных мотивов отражает стремление к самообразованию, самопознанию, стремление самостоятельно добывать необходимые знания для успешного обучения.
Развитие социальных мотивов - связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление быть полезным обществу, умение работать в коллективе, коммуникабельность. Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенство- вания личности.
Развитие позиционных мотивов – проявляются в попытках самоутверждения, желания занять место лидера, доминировать в коллективе.
Тысячекратно цитируется применительно к обучению древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В педагогике существует множество различных методов, форм, способов, приемов по повышению учебной мотивации. Но, на мой взгляд, более эффективный вид деятельности для повышения учебной мотивации у социально запущенных воспитанников является это использование игр.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели сливались воедино и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому игра может быть использована при усвоении любого материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как педагогом, так и воспитателем. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый воспитанник получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить воспитаннику получить собственный опыт. При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития проблемных детей дошкольного и школьного возраста. Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у проблемных детей поисковые способы при выполнении задания, и тем самым стимулировать развитие познавательных интересов и повышения учебной мотивации. Игры и упражнения, в которых проблемный ребёнок действует путём проб и премирования, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность, что она будет способствовать формированию у воспитанника умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанника положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность педагога, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание работать вместе и добиваться положительного результата.
Роль педагога в дидактической игре двойственная: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к обучению.
Принимая участие в игре, воспитанники убеждаются в том, что общение друг с другом и педагогом это интересно и познавательно. Робкие, неуверенные в себе воспитанники учатся преодолевать барьер неуверенности. В играх воспитанники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Если, воспитанник, в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации, следовательно, усиливается стремление к учебе, к приобретению знаний, к самосовершенствованию.
Примерный подбор упражнений по формированию учебной мотивации.
Упражнения «Объявление в газету»
В этом упражнении воспитанникам раздаются листы бумаги и дается задача — написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга». Работа не подписывается. Затем объявления сдаются ведущему, который просит участников освободить места и на сиденьях раскладывает объявления. Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все объявления и поставить крестики на тех трех объявлениях, которые понравились больше всего. После чего зачитываются и анализируются только те объявления, которые набрали наибольшее количество крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные требования к партнерам по общению, сократить их количество.
Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.
Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т. д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение?
Игра «Печатная машинка»
Цель. Подчеркнуть важность каждого игрока в решении задачи. Развитие концентрации внимания. Формирование навыков совместного решения групповой задачи.
Условие игры.
Каждому участнику игры назначается одна буква из алфавита. Предлагается участникам игры представить, что они клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» увидев свою букву на доске быстро встают и хлопают в ладоши. Когда игроки видят, что слово напечатано, встают все вместе и еще раз делают хлопок.
Игра «Закончи слово»
Условия игры.
Дети встают парами в две шеренги друг против друга. Их разделяет пропасть, посреди которой есть «островок». Стоящий в одной из шеренг начинает своей паре из другой шеренги говорить слово (имя существительное). Произносятся первые два слога, партнер должен угадать это слово и допроизнести. Если не угадал, дается вторая попытка. Произносятся опять первые два слога + движение. Если партнер угадал, то оба игрока делают шаг вперед. Игра заканчивается, когда хотя бы одна пара добирается до островка.
Литература
Щукина Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М. : Педагогика, 1971. — 352–358 с.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М. : Педагогика, 1988. — 208 с.