Лучший педагог года

Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в ДОУ

Екатерина Симакова
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения была, есть и будет очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Публикация «Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в ДОУ» размещена в разделах

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Такая помощь может быть представлена в форме:

1. Просвещения педагогов и родителей - это консультации по режимным моментам; родителям очень важно ознакомиться с режимом дня в группе и перенести его в семью, чтобы облегчить ребенку привыкание и адаптацию. Следующая форма просвещения – беседа- с родителями нужно разговаривать, информировать о том, что первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния, при этом как раз и необходима помощь специалистов. Для родителей можно подготовить актуальную и легкую в использовании и усвоении информации памятку на заданную тему. В группе оформить небольшой стенд с фотографиями ребенка и его семьи, что поможет ему в адаптации.

2. Анкетирование или опросник родителей выявляет насколько нужна ребенку дополнительная помощь специалистов. Для детей с тяжелой адаптацией, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Она включает в себя: наблюдение за детьми в период адаптации, ведение адаптационных листов, карт наблюдений, диагностику, выявляющую факторы, затрудняющие адаптацию и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.

3. Для воспитателей необходимы - разработка рекомендаций по эффективной организации адаптационного периода и обучение приемам психопрофилактики.

4. Важна помощь в организации благоприятной, психологически безопасной развивающей среды (естественной, комфортабельной, уютной обстановки, создание положительного микроклимата в группах, организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни, которые оказывают позитивное влияние на ребенка и способствует более быстрой его адаптации.

5. Для детей, испытывающих трудности адаптации целесообразно составление индивидуального режима адаптационного периода, например,- сокращения времени пребывания в д/с, фрагментальное присутствие родителей в группе, что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.

6. Необходим обязательный контроль за эмоциональным состоянием и здоровьем ребенка в период адаптации. Организация специалистами и педагогами коррекционной работы с детьми через игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных и социальных навыков, дружеского общения с детьми, снятия эмоционального напряжения, активного взаимодействия со сверстниками.

Параллельно должна вестись работа с родителями, т. к. только при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогического коллектива и родителей возможна успешная адаптация ребенка.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

-возрастной характер взаимодействия с родителями;

-доброжелательность, открытость;

Любая инициатива педагога, обращена к семье и нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми особенно важными в адаптационный период.

7. Для оптимизации процесса адаптации детей в ДОУ используются следующие профилактические меры: круглые столы с воспитателями и специалистами, организация тематических родительских собраний, консультации для родителей, лекторий для пап и мам по вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка.

Таким образом, проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, заместитель заведующей, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители, руководители по физвоспитанию и, разумеется, родители. Одним из критериев, определяющим степень сложности и длительности привыкания к дошкольному учреждению каждого ребенка является сработанность и взаимодополняемость педагогического коллектива дошкольного учреждения. Именно их совместная работа и тесное взаимодействие с родителями позволяет достичь необходимой цели – безболезненной адаптации ребенка к новым условиям, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в ДОУ
Опубликовано: 26 января 2015 в 17:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Симакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД