Ольга Кабанкова
Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста
Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Публикация «Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Через познавательно-исследовательскую деятельность дети входят в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизируют вместе с педагогом желание искать пути разрешения проблемных ситуаций, развивают способность пристального и целенаправленного обследования объекта, у них формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность дошкольников развивает :
- Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление);
-Воображение;
- Речь;
- Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
- Стимулирует развитие любознательности.
Формирует умение :
- Видеть проблемы;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Давать определения понятиям;
- Классифицировать;
- Наблюдать;
-Структурировать полученный материал;
- Делать выводы и умозаключения;
- Доказывать и защищать свои идеи.
Формы познавательно - исследовательской деятельности :
- Сюжетная игра;
- Наблюдения;
- Игра – экспериментирование;
- Конструирование;
- Беседа;
- Рассказ;
- Коллекционирование;
- Проект.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. Именно начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов.
Ознакомление с формой детей младшего дошкольного возраста начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круге, овале, квадрате, прямоугольнике, а потом и многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет, можно определить его форму.
Дети начинают устанавливать по величине сначала между тремя, потом между пятью однородными предметами. Располагают предметы в порядке изменения величины, опираясь на какой-либо дополнительный признак. Такие упражнения, как выбрать предмет заданной величины по образцу, способствует развитию глазомера.
Первым этапом ознакомления с цветом является формирование у детей представлений о цвете. Работа по ознакомлению с цветом проводится в виде игр и упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Вслед за этим – подготовительным этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. В младшем дошкольном возрасте мы учим детей узнавать все цвета, запоминать их названия.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним – двумя сенсорными признаками. Оно требует ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. В процессе занимательных игр у детей воспитывают умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, формируют внимание к этим свойствам.
Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо каждый раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Следует отметить, что задачи ознакомления со свойствами и качествами предметов в младшем дошкольном возрасте решаются в той или иной мере в форме организованной образовательной совместной партнерской деятельности взрослого и детей с учетом образовательных областей, в ходе режимных моментов и в форме самостоятельной деятельности детей. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.
2. Задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте решаются во всех видах деятельности.
3. Важной задачей в младшем дошкольном возрасте является формирование представлений о свойствах и качествах предметов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н., Сакулина Н. П., Усова А. П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М., Просвещение, 1965.
2. Д. Альтхаус, Э. Дум. Цвет, форма, количество. – М., Просвещение, 1984.
3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2004.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991.
5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 1997.
6. Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1987.
7. Венгер Л. А., Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение, 1993.
8. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. – М., Педагогика, 1976.