Папки-передвижки

Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста

Ольга Кабанкова
Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Публикация «Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Через познавательно-исследовательскую деятельность дети входят в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизируют вместе с педагогом желание искать пути разрешения проблемных ситуаций, развивают способность пристального и целенаправленного обследования объекта, у них формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность дошкольников развивает :

- Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление);

-Воображение;

- Речь;

- Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать);

- Стимулирует развитие любознательности.

Формирует умение :

- Видеть проблемы;

- Задавать вопросы;

- Выдвигать гипотезы;

- Давать определения понятиям;

- Классифицировать;

- Наблюдать;

-Структурировать полученный материал;

- Делать выводы и умозаключения;

- Доказывать и защищать свои идеи.

Формы познавательно - исследовательской деятельности :

- Сюжетная игра;

- Наблюдения;

- Игра – экспериментирование;

- Конструирование;

- Беседа;

- Рассказ;

- Коллекционирование;

- Проект.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. Именно начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов.

Ознакомление с формой детей младшего дошкольного возраста начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круге, овале, квадрате, прямоугольнике, а потом и многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет, можно определить его форму.

Дети начинают устанавливать по величине сначала между тремя, потом между пятью однородными предметами. Располагают предметы в порядке изменения величины, опираясь на какой-либо дополнительный признак. Такие упражнения, как выбрать предмет заданной величины по образцу, способствует развитию глазомера.

Первым этапом ознакомления с цветом является формирование у детей представлений о цвете. Работа по ознакомлению с цветом проводится в виде игр и упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Вслед за этим – подготовительным этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. В младшем дошкольном возрасте мы учим детей узнавать все цвета, запоминать их названия.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним – двумя сенсорными признаками. Оно требует ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. В процессе занимательных игр у детей воспитывают умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, формируют внимание к этим свойствам.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо каждый раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Следует отметить, что задачи ознакомления со свойствами и качествами предметов в младшем дошкольном возрасте решаются в той или иной мере в форме организованной образовательной совместной партнерской деятельности взрослого и детей с учетом образовательных областей, в ходе режимных моментов и в форме самостоятельной деятельности детей. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

1. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

2. Задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте решаются во всех видах деятельности.

3. Важной задачей в младшем дошкольном возрасте является формирование представлений о свойствах и качествах предметов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н., Сакулина Н. П., Усова А. П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М., Просвещение, 1965.

2. Д. Альтхаус, Э. Дум. Цвет, форма, количество. – М., Просвещение, 1984.

3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2004.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991.

5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 1997.

6. Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1987.

7. Венгер Л. А., Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение, 1993.

8. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. – М., Педагогика, 1976.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 18:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кабанкова (УИ 2133991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД