Анисат Эльдерханова
Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе.
Межличностные (интерперсональные) отношения – совокупность и составная часть взаимодействий между людьми. Это такие субъективно переживаемые взаимосвязи между индивидами, которые осознаются в разной степени. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и другие психологические особенности. Межличностные отношения иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность.
Публикация «Роль и влияние системы межличностных отношений дошкольников на их психологический статус в группе» размещена в разделах
Феноменология межличностных отношений широко раскрыта в трудах отечественных психологов (Андреева Л. М., Бодалев А. А., Велиева Н. С., Донцов А. И., Дубовская Е. М., Ильин Е. П., Коломинский Я. Л., Кричевский Р. Л. и многие др.).
Исходя из определения понятия «межличностные отношения», которое дано в Словаре практического психолога [7], констатируем, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Анализ литературы показывает, что межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение [1].
К. А. Абульханова-Славская отмечает, что межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь различные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого.
К. Роджерс полагает, что взаимодействие с другими дает человеку возможность обнаружить, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой посредством отношений с другими. Отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой.
Вся система отношений человека реализуется в общении. Общение – это по сути и есть такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения.
Смирновой Е. О. была выдвинута гипотеза о том, что человеческие отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «обособленность» или «я» и «он» и второе начало «сопричастность» или «я» и «ты» [9]. Несмотря на разноречивость понимания сущности межличностных отношений, в психологических исследованиях другой человек, как правило, рассматривается в качестве внешнего предмета (оценки, познания или воздействия).
Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства, переживания. В процессе межличностных отношений рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. В процессе взаимодействия люди не только воспринимают друг друга, но они еще и формируют по отношению друг к другу определенные отношения.
На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.
Проблема изучения межличностных отношений в детской группе представлена в трудах многих психологов (Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Лисина М. И., Марцинковская Т. Д., Репина Т. А., Смирнова Е. О., Холмагорова В. Н. и др.). Большое внимание детям с низким психологическим статусом, а именно их принадлежности к социальной группе уделялось в работах Е. В. Бондарчук, И. В. Дубровиной, Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Е. М. Семёнова, О. В. Хухлаевой, Е. П. Чесноковой, В. Н. Шебеко и др.
Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками тесно связано с развитием их самосознания. Развитие самосознания ребенка Д. Б. Эльконин рассматривал как дифференциацию и внутренние взаимоотношения «Я» и «Не-Я» ребенка. Этот внутренний «Не-Я», с одной стороны, оценивает и познает самого субъекта (и тогда он «смотрит на себя глазами другого», а с другой – является субъектом обращения и диалога (и тогда человек «смотрит в глаза другому»). В обоих случаях при внешней встрече с другим человек относит себя к другому, то есть относится к нему. Отношение к себе и отношение к другому являются разными, но неразрывно связанными сторонами единого процесса самосознания. Развитие самосознания ребенка и отношение к другому в онтогенетическом контексте можно представить, как сложное переплетение и взаимозаменяемость этих двух начал [10].
Важно подчеркнуть, что сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует другой [3]. Функции и конкретная персонификация этого другого с возрастом меняются. Первоначально этим внутренним другим является для ребенка взрослый. На определенном этапе возрастного развития им становится сверстник. Этот процесс можно представить, как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка, в состав его самосознания [4].
Данные положения позволяют подчеркнуть, что дошкольники, постоянно находясь в общении друг с другом, оказываются включенными в систему межличностных отношений.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития. Дошкольный онтогенез делится на три основных этапа: младший дошкольный возраст (3 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
В каждом из этих этапов наблюдаются специфические особенности межличностных отношений ребенка в группе. Но важно подчеркнуть, что именно межличностные отношения в детской группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка.
В детском саду отношения и связи представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место. В группе детского сада выделяют три вида межличностных отношений :
1) межличностные отношения, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;
2) межличностные отношения, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;
3) вид отношений, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга.
Рассмотрим подробнее особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту, ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения в отношении к сверстнику отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника [4].
К шести годам значительно возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм [2]. Просоциальность действия старших дошкольников направлены уже не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
Постепенно ровесник становится для дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью. Это обусловливает существенное возрастание эмоциональной вовлеченности в действия сверстников. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.
Потребность в сверстнике преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему таким образом: сначала, в младшем дошкольном возрасте, возникает потребность в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве. Затем в среднем дошкольном возрасте эта потребность усиливается и становится доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника. А к старшему дошкольному возрасту возникает потребность не только в доброжелательном внимании, но и в стремлении разделить с ровесниками переживания.
Как известно, поведение старших дошкольников является не произвольно регулируемым. Но к старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием такого феномена, который называется децентрация. Благодаря децентрации ребенок становится способным понимать точку зрения другого (Ж. Пиаже) [5].
К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Эмоциональная вовлеченность в его действия, которая чаще всего носит безоценочный характер, может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка целостной личностью [8].
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В процессе совместной игры у ребенка происходит формирование многих психических новообразований – и в познавательной, и в эмоциональной, и в волевой и в личностной сферах. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование.
Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи – основа коллективизма и товарищества. Таким образом, у старших дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной.
В процессе межличностного взаимодействия в ходе ролевых игр, большинство детей стремятся привлечь к себе внимание. Дошкольник особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей.
Вместе с тем ребенок начинает видеть недостатки сверстника. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии [2].
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка, во-первых, предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности. Во-вторых, средством самопознания и в-третьих, неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого «Я». Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращается во внутреннюю общность, которая делает возможным более глубокие межличностные отношения у детей.
Вместе с общим характером межличностных отношений у детей-дошкольников, возможны различные индивидуальные варианты, которые обусловлены индивидуальными особенностями личности. Так, к индивидным характеристикам детей относят замкнутость или наоборот, гиперактивность, когда ребенок не знаком с чувством дистанции и не соблюдает границ взаимодействия. Также к индивидным характеристикам дошкольников относят агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. Все эти характеристики существенно затрудняют процесс коммуникации и создают проблемные формы межличностных отношений [3].
Межличностные отношения детей в условиях детского сада влияют на формирование их социально-психологического статуса в группе. Статус – это то положение, которое занимает ребенок в системе межличностных отношений в группе детского сада.
Социально-психологический статус ребенка в детском саду имеет особое значение для его развития, для формирования личности ребенка и отношения к самому себе (самооценки, так как возможно по мере его роста, он сохранится и в других группах [6].
Анализ психологических исследований показывает, что статус ребенка формируется в ходе взаимодействия детей в группе, где происходит явная дифференциация детей по их положению среди сверстников (Т. Н. Ковалева, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, Р. К. Терещук, Л. В. Финькевич и др.). В результате дифференциации среди детей выделяются лидеры, звезды, отверженные и др. Такая дифференциация способствует формированию определенной иерархии в детском коллективе. Низкий социальный статус ребенка негативно сказывается на его психологических особенностях. Высокий статус, наоборот, дает ребенку уверенность и психологический комфорт.
Выделяют следующие типы социометрического статуса детей дошкольного возраста в группе детского сада : 1. «Звезды» (популярные) – это внешне привлекательные дети, которые достаточно уверены в себе, пользуются авторитетов в группе сверстников. Такие дети зачастую являются лидерами в играх и детской деятельности, с ними охотно дружат и общаются другие дети из группы. 2. Лидеры – это дети, которые отдают предпочтение в играх и общении одним и тем же детям, то есть определенному ограниченному кругу друзей или одному постоянному другу. Несмотря на явные предпочтения, дети не конфликтуют с другими детьми группы, а в своем кругу они признаются безоговорочными лидерами. 3. Предпочитаемые – это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей. 4. Пренебрегаемые – это дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками. Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней. 5. Изолированные – это дети, которых сверстники отвергают, не принимают в игры и совместную деятельность. Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы [4].
Низкий психологический статус ребенка дошкольного возраста в группе детского сада оказывает негативное влияние на все сферы психики ребенка (коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую).
Дети, имеющие низкий социометрический статус, относятся к группе риска по возникновению неврозов, аддитивного поведения и эмоционального нарушения личности. Очень часто дети с низким статусом имеют неадекватную самооценку, которая может быть заниженной, завышенной, противоречивой и даже конфликтной. Они испытывают сложности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но взрослыми.
Такие дети редко проявляют инициативу, и практически не высказывают открыто свои мысли и идеи. Поведение характеризуется признаками дезадаптации и девиации. Таким детям свойственны боязливость, неуверенность и минимальная самореализация. Причиной низкого социометрического статуса может быть отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения вызывают у него неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите. Низкий статус ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. В целом этот фактор является проявлением неблагополучия личности [4].
Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
В этой связи важным вопросом для педагогической практики и для конкретно дошкольных педагогов, работающих с детьми является вопрос диагностики или выявления характера межличностных отношений детей в группе.
В практике работы дошкольного педагога статус ребенка в группе обычно выявляется воспитателями в процессе повседневного наблюдения за детьми и общения с ними. В ходе такого наблюдения воспитатель устанавливает детей, которые пользуются популярностью среди сверстников, то есть тех, с кем дети предпочитают общаться, чаще приглашают в игры и дела, проявляют им свою симпатию. Кроме того, выделяют детей, для которых ситуация взаимодействия со сверстниками складывается не так благоприятно. Это дети чаще всего играющие в одиночку, а если их и приглашают в совместные игры, то дают второстепенные и незначимые роли. К мнению таких детей не прислушиваются, зачастую игнорируют их высказывания и идеи [2].
Выявление наличия подобных проблем у ребенка может помочь понять имеющиеся особенности в отношениях ребенка с другими детьми. Эта задача является важной не только с точки зрения эмоционально-психологического самочувствия ребенка в группе детского сада, но и с точки зрения формирования его характера и отношений в более широкой системе взаимодействия с миром.
Выделяя из группы детей с низким социометрическим статусом, воспитатель должен принять все необходимые меры для того, чтобы повысить статус ребенка. Для этого необходимо организовывать совместные игры, подчеркивать достоинства ребенка, рассказывать его хороших поступках и др. То есть, проводить работу, направленную на формирование положительной оценки и симпатии у сверстников к конкретному ребенку.
Говоря о выявлении особенностей психологического статуса ребенка в группе, одного наблюдения недостаточно. Поэтому рекомендуют использовать социометрические методы, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей [1].
Подчеркнем, что выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо [49]. Когда мы имеем дело с дошкольниками, вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, имеют ряд диагностических ограничений. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.
Таким образом, отметим, что среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций. Важно не только своевременно выявить психологический статус ребенка в системе межличностных отношений в группе, но и своевременно помочь тем детям, которые являются не предпочитаемыми или отвергаемыми сверстниками. Также дошкольным педагогам важно проводить профилактическую работу по нормализации межличностных отношений в группе.
В заключение подчеркнем, что межличностные отношения детей дошкольного возраста, как совокупность и составная часть взаимодействий между сверстниками являются продуктом коммуникативной активности детей и выражаются в специфике установленных отношений. Система межличностных отношений играет первостепенное значение в формировании психологического статуса ребенка в группе детского сада. Социально-психологический статус ребенка в детском саду имеет особое значение для его развития, для формирования личности ребенка и отношения к самому себе (самооценки). Низкий психологический статус ребенка оказывает негативное влияние на все сферы психики ребенка (коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую). Высокий статус, наоборот влияет на эмоциональное благополучие и положительный характер дальнейшей социализации. В этой связи важным вопросом для педагогической практики является вопрос выявления характера межличностных отношений детей в группе. Определив отношения и статус ребенка, возможно своевременно оказать помочь тем детям, которые являются не предпочитаемыми или отвергаемыми сверстниками, а также более целенаправленно и эффективно осуществлять профилактическую работу по нормализации межличностных отношений в группе.