Майя Крюкова
Консультация «Роль и место игры в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра, как сложное и интересное явление, неудивительно, что она привлекала и привлекает к себе внимание людей разных профессий.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отече-
ственные исследования (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. П. Усова, Д. Б. Дальконин,Д. В. Менджерицкая,Р. И. Жуковская,Т. А. Маркова,Н. Я. Михайленко и т. д.).
Публикация «Консультация „Роль и место игры в жизни дошкольника“» размещена в разделах
В современной педагогической теории игра рассматривается с различных точек зрения: как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника; как средство воспитания; как форма организации жизни и деятельности детей.
Безусловно, именно в игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника : стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.
Кроме того, в недрах игры зарождаются и выделяются другие виды дея-
тельности, например, труд и чтение. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ста-
вить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти
умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способст-
вует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых это заметил К. Д.
Ушинский, обратив внимание на воспитательную ценность образов во-ображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский,является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, указывал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится хлебом, машиной и т. д.)Благодаря этой способности дети ис-
пользуют в игре предметы-заместители, символические действия, что в
дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения,
например моделями, схемами, символами и знаками, и это, в свою очередь, потребуется ребёнку в учении.
Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при
определении замысла, развёртывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребёнку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание.
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность к созиданию нового. Взяв какую-то роль, ребёнок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности, а входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение
для формирования главных новообразований дошкольного детства :
произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр.
Именно игра является содержанием общения дошкольников,в ней
складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.
С одной стороны, игра-самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание, научить детей способам полноценного общения. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном,педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребёнка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.
Велико значение игры в усвоении норм поведения, правильных взаимоотношений. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
-отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;
-реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на
игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между иг-
рающими, установление правил).
Развитие игровой деятельности ребёнка имеет свою логику. Выделяют следующие этапы развития игровой деятельности, являющиеся предпосылками появления сюжетно-ролевой игры :
-Ознакомительная игра. Её содержание составляют действия-манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребёнка, что является предпосылкой развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.
-Отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. Важно научить ребёнка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать
действия.
-Сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Перед ребёнком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.
В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.