Татьяна Цветкова
Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников»
Почему же мы говорим о гендерном, а не полоролевом воспитании? В чем разница?
До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для женщин и мужчин. Именно в период раннего детства, независимо от места их проживания формируется гендерная устойчивость : дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики становятся мужчинами.
Публикация «Роль фольклора в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей : в современном обществе произошли социальные изменения, которые привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения: биологического аспекта слова «пол».
Гендерное воспитание в педагогике рассматривается как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности девочек и мальчиков, освоению ими психологических черт женственности, мужественности, половых (гендерных) ролей. «Бесполость» воспитания приводит к тому, немало молодых людей вступая в брак, в дальнейшем, не способны построить нормальные семейные отношения со своими спутниками жизни.
Формы и методы работы с детьми в ДОУ рассчитаны на возрастные и психологические особенности детей. И в условиях введения ФГОС очень актуальны.
Большую роль в воспитании играет предметная среда. В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку, меткости и ловкости. Материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Игрушки для девочек помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться.
Игрушки и игры мальчиков побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу интеллектуальных способностей.
Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных, прежде всего, на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии
Особое место в жизни детей, занимает фольклор - как один из источников народной педагогики. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости и сопровождает его всю жизнь. Наша задача - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей различать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Детский фольклор воспитатели используют в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Народные произведения, богатые своим внутренним фольклорным текстом, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
С фольклорными произведениями ребёнок знакомиться с самого рождения. Это: колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки, народные игры. Всё начинается с колыбельных песен.
Главным воспитателем человека в детстве была мама, и воспитание она начинала с колыбельной песни. Пение ласковых песен маленьким детям - это неразрывная связь матери и ребёнка. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возбуждала в ребё нке первую мысль: ведь в них звучали первые представления о назначении мужчины и женщины, о взрослом мире женщин и мужчин, об их семейных ролях. В колыбельных песнях прослеживается вся любовь матери, готовой жертвовать даже собственной жизнью для ребёнка. Склонность к материнству всасывается девочкой с молоком матери. Достоинство колыбельных песен состоит в её простоте, запоминающимся текстом, и обязательно воспитательным моментом.
С самого раннего возраста девочки играют в куклы, нянчат их, наказывают и дают наставления, слышанные от матерей. Эта любовь к детям появляется в раннем возрасте, развивается и проходит через всю жизнь и отражается в народном творчестве. В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с пестушками, потешками и прибаутками.
Пестушки (от слова «пестовать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) – короткие рифмованные стихотворные приговоры матерей, нянюшек, ухаживающих за младенцем. Они вызывают положительные, радостные, бодрые эмоции. Когда ребёнок просыпается, его гладят и приговаривают:
Потягушеньки - нарастушеньки,
Роток - говорунюшки.
Руки - хватунюшки.
Ноги - ходунюшки».
Когда ребёнок начинает делать первые шаги, важно использовать «потешки», которые связаны с движениями: игры с пальчиками, ручками, покачиванием головкой, игры, связанные с кормлением, успокоением ребёнка и т. д. Важно чувствовать теплоту маминых рук, её нежные прикосновения.
Большую роль в жанре устного народного творчества играют пословицы и поговорки – краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения. Это суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме: своеобразный моральный кодекс, свод правил. Главное - они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать : «Чти отца и мать, не придётся тебе горевать», «Без матери и солнце не греет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Русский человек без родни не живёт».
Один из жанров устного народного творчества, помогающим в воспитании у дошкольников фольклором являются – сказки, доставшихся нам в наследство. Русские народные сказки - сильное средство воспитания любви к ближнему : матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Благодаря сказке, дети познают окружающий мир, овладевают разнообразным фольклорным репертуаром. Терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается.
Силой, смелостью, служением родной земле мальчик, мужчина может заслужить любовь и уважение людей.
Уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме.
Любовь к детям и забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и родины.
Сказка заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Сказки внушают ребёнку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. В жизни ребенка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Методика ознакомления детей с русской сказкой учитывает эту линию активного познания, и задача воспитателя не только учитывать ее, но и развивать. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников, правильно подбирать сказки, с учётом возрастных особенностей детей.
Ещё одно из средств гендерного воспитания - народные игры. Дети не могут жить без игры, поэтому детство называют возрастом игры. Игра доставляет радость и содержит набор педагогических приёмов, способствуя развитию маленького человека. Через игру реализовываются задачи физического и психического развития. У ребёнка развивается фантазия, логика, образность, интуиция. Через игру дети приобщаются к несложным трудовым действиям.
Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков. Так, мальчики очень любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще малозаметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекает, прежде всего, внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности.
Таким образом, фольклор, как эмоционально-образное средство воспитания, поддерживает интерес к национальным традициям, вызывает у детей радость и удовольствие, желание узнавать что-то новое. Следует как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе.