Елена Дмитриева
Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Мы знаем, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Публикация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т. к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.
Для ознакомления детей с природой особую роль я отвожу дидактическим играм. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дидактические игры вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.
Эти игры позволяют преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают ее более интересной для детей. Разнообразие игр дает возможность закрепить полученные ранее навыки и знания. В игре легче обучать, так как ребенок, чтобы начать игру должен иметь какие-то определенные знания. Игра — это самое интересное и любимое занятие детей. Дети находятся в хорошем расположении духа, активны и доброжелательны. Посредством игры они превращаются в прекрасного лебедя и цветок на лугу, красивую бабочку или зеленую лягушку.
В группе много игр по экологическому воспитанию. Некоторые игры сделаны своими руками. Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые полезны, интересны детям, в которые они с удовольствием играют и используют свои знания при общении с объектами природы.
В группе есть уголок природы. Это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Комнатные растения — это ценный дидактический материал. С детьми рассматриваем каждое растение, отмечаем строение, называем части растений. Я изготовила модель цветущего растения. Она незаменима в зимнее время года. Модель позволяет знакомить детей с внешним видом и строением растения как в целом, так и отдельного цветка: корни, стебель, листья, цветок ромашки (жёлтые – трубчатые цветки, белые лепестки – язычковые цветки). Играем в такие игры, как: «Назови растение», «Угадай, чего не стало?», «Угадай по описанию». Часто дети самостоятельно играют в игру «Составь цветок», используя различный материал (листья, пуговицы, пластиковые крышки от бутылок, коктейльные трубочки). Наблюдая за объектами природы, воспитываю у детей любовь к растениям, желание ухаживать за ними, а также бережное отношение к природе.
Работа над темой «Времена года» проходила в несколько этапов. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках, читала рассказы о временах года.
После того, как дети накопили достаточный багаж знаний, закрепляла их в играх. Для этого использовала дидактические игры : «Какое время года?», «Назови по порядку», «Когда это бывает?», «Что лишнее?», «Наряды матушки Земли». Дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года, отмечали их характерные признаки. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. При этом читала стихи, загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли время года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли.
Вместе с детьми рассматривали деревья, как на прогулке, так и в группе (карточки, иллюстрации, рассказывала об особенностях каждого дерева: «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной бывают сережки, тонкие ветки растут вниз). Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные иголки, а у ели — короткие. И шишки у них разные: маленькие у сосны, большие — у ели. С цветов липы пчелы собирают нектар, поэтому липу называют сладким деревом. Дуб — сильное, могучее дерево. Его плоды называются — желуди. Плодами рябины питаются снегири. Рассказала детям, какую пользу приносят деревья. А потом играли в такие игры : «Назови дерево», «Найди такое же», «Чей листок?», «Найди пару», «С какой ветки детки?».
В ходе образовательной деятельности в разные времена года учу замечать изменения, которые происходят в природе, любоваться природой в разное время года. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Особый интерес дети проявили к животному миру: домашним, диким животным, животным жарких стран, животным Севера с особенностями внешнего вида животных, поведение взрослых животных и их детенышей. Рассказывала и показывала детям картинки, как живут, чем питаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как меняется жизнь животных со сменой времен года. Для закрепления знаний использовала игры : «Назови животное», «Назови детенышей», «Чей дом», «Кто, где живет». Читала детям стихи, загадывала загадки о животных, насекомых, птицах. Дети рассматривали альбомы, иллюстрации. Также знакомила с животным миром родного края (КРАСНАЯ КНИГА). Полученные знания о природе дети отражали в рисунках, лепке.
Чтобы обобщить, закрепить знания о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры : «Что лишнее?», «Кто лишний?». Дети рассматривали карточки и выделяли из группы лишний предмет, аргументируя при этом свои высказывания. Например: заяц, медведь, еж. Дети определяют, что заяц лишний, потому что медведь, еж спят зимой, а заяц – нет. На карточке муравей, стрекоза и бабочка. Надо найти, кто лишний. Дети называют лишним муравья, потому что он ползает. А бабочка и стрекоза – летают.
Много говорим и о правилах поведения в природе, используя игры : «Экологический светофор», «Пищевые цепочки», «Что будет если…». Эти игры помогают знакомить и закреплять знания детей о правилах поведения в природе, а также замечать последствия действий человека по отношению к природе. Дети научились делать выводы: если что — то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо. Дети получили достаточный объем знаний, выучили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не разорять гнезда птиц, заботиться о птицах в холодное время года, не оставлять мусор в местах отдыха, не шуметь в лесу, не рвать цветы, не ловить насекомых, не загрязнять реки, озера, нужно беречь природу. Играя в игру «По грибы, по ягоды» закрепляли знания детей о ягодах, грибах, а в игре «Где, что растет?» о полевых, садовых, луговых растениях.
В своей работе использую словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?»,
«Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?». Или, например, «Закончи предложение» - я говорю начало фразы, а дети придумывают конец: «Белка осенью запасает корм, потому что.», «Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что.». Или: «Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.». Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Их можно организовать как в помещении, так и на прогулке.
Детям очень нравятся игры с природным материалом: «Чудесный мешочек», «С какого дерева листок», «Отгадай, от какого дерева эти семена», составляют узоры. Их цель - уточнение и конкретизация знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Такие игры учат детей обследовать предмет, развивают сенсорные способности.
Таким образом, считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению. Дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.