Юлия Колесникова
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Как отмечает А. К. Бондаренко, игры дошкольников разнообразны. Среди них особое место занимают дидактические игры, цель которых – умственное развитие ребенка. Основная особенность дидактических игр, указывают С. А. Козлова и Т. А. Куликова определена их названием: это игры обучающие.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, звуком, цветом пространством. Дидактические игры в отечественной педагогике разрабатывали такие известные ученые, как Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер и другие ученые.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В настоящее время представлено несколько сборников игр и упражнений по сенсорному воспитанию: сборник «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под редакцией Л. А. Венгера, книга для воспитателя детского сада «Воспитание сенсорной культуры ребенка» (авторы Л. А. Венгер, Э Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, и другие сборники. В первых двух сборниках представлены игры на развитие у детей таких свойств предметов, как цвет, величина, форма. Дидактические игры сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы по видам внешних свойств предметов. Содержащиеся в сборниках рекомендации по сенсорному воспитанию детей могут быть использованы как воспитателями, так и родителями, так как они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне могут быть использованы в домашних условиях.
В педагогической практике наряду с дидактическими играми используются дидактические упражнения. В основе дидактических упражнений лежит сенсорное обучение и воспитание, осуществляемое путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы (наборы плоских и геометрических тел, цвета и положения в пространстве (различные геометрические мозаики). Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры и упражнения – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний, в тоже время выполняют еще и функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Во многих дидактических играх для младших дошкольников используются яркие красочные игрушки и картинки, с которыми дети выполняют разнообразные действия. По мнению Е. О. Смирновой существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя с предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют и т. п. С помощью таких игрушек и игр с ними дети учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость.
Дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных.
Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях, на том, что мы видим, осязаем, слышим. В игре процесс познания для ребенка интереснее и занимательнее. Исследованиями установлено, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, он может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. Однако все зависит от умелого руководства играми со стороны педагога.
Таким образом, роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей у младших дошкольников велика. Они является одним из эффективных средств сенсорного воспитания. Однако, игра будет активно воздействовать на сенсорное развитие ребенка, если педагог будет обогащать ее содержание, продумывать методы и приемы ее организации с детьми.