алёна алексеевна рябко
Роль детского сада в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Малыш подрос и перед родителями встает глобальный вопрос: нужно ли ребенку ходить в детский сад и зачем? Конечно, посещение этого дошкольного учреждения не обязательно для всех. Альтернативу могут составить центры развития, куда детей приводят лишь на определенное время для занятий и игр. Но многие папы и мамы традиционно отдают предпочтение детскому саду, где занимаются всесторонним развитием личности ребенка, в детях воспитывается самостоятельность и формируются первые дружеские взаимоотношения.
Публикация «Роль детского сада в развитии ребенка» размещена в разделах
ПОРА В САДИК
Жил-был, подрастал себе беззаботный малыш. Был центром Вселенной у мам-пап, бабушек-дедушек. Но пришло время ему идти «в люди». И начался в семье спор, по накалу похожий на политические дебаты в британской палате лордов. А спорили родные на тему «Отдавать или нет дитя малое да неразумное в детское дошкольное учреждение». Маме нужно было на работу важную, государственную ходить. Папа считал, что малышу будет лучше дома с мамой. Сестра старшая настаивала на коллективном воспитании, чтобы эгоистом не рос. А бабушке было жалко внука: кто же за ним там, сердечным, присмотрит, да ватрушек вкусных напечет.
Чем мог закончиться такой семейный спор? Важно исходить из интересов своего чада. Все дети разные. Родители, лучше всего зная своего ребенка, сами принимают решение, нужно ли его отдавать в детский сад. Если есть затруднения, разобраться в этом вопросе поможет детский психолог.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первый детский садик был открыт в Шотландии в начале XIX века. Это была так называемая школа для маленьких детей. Подобные учреждения должны были заменять и продолжать воспитание, которое давалось в семье. Целью была подготовка детей к жизни, освоение навыков гигиены, уборки дома, начальное обучение чтению и письму. Сегодня дошкольные заведения существуют в большинстве стран мира и предназначены для того, чтобы родители имели возможность работать, даже имея маленьких детей. Поэтому график работы садов такой же, как у большинства предприятий: с утра до вечера.
В советское время вопрос «Зачем ребенку ходить в детский сад?» не стоял, большинство ребятишек посещало это заведение. Особой альтернативы и не было. Частные учреждения по типу развивающих центров тогда еще не существовали, мамы работали, бабушки не у всех жили рядом. Да и при наличии последних по соседству считалось, что любимому отпрыску будет лучше в саду под присмотром воспитателей, нянечек, где его накормят, уложат спать, организуют интересный досуг с играми.
ЗАЧЕМ НУЖЕН САДИК
Некоторые родители неверно оценивают значимость этого учреждения. «Школа», — говорят они, — «Это да, она готовит ребенка ко взрослой жизни, а нужно ли ходить в детский сад, когда дома пригляд есть». Но так ли это? Садиковские группы — это не детская комната в большом торговом центре, куда малыша сдают на время покупок. Это второй социальный институт в его жизни. Первым является семья. Замечательно, если ребенок здесь растет в среде взаимного уважения.
В 2–3 года ребенку бывает мало только мамы. Она также остается очень важным человеком в его жизни, но все больше вызывают интерес окружающие: сверстники, друзья родителей, соседи, продавцы в магазинах и другие. Малыш с удовольствием идет на контакт даже с малознакомыми людьми.
В дошкольный период у ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Расширяются границы окружающего мира, который растущий человечек старается узнать и исследовать. И от того, в каких условиях он будет расти, развиваться, зависит его будущее.
Некоторые родители считают: «Зачем нужен детский сад, если существуют специальные развивающие центры, куда можно водить деток с самого раннего возраста». На занятиях, которые длятся несколько часов, могут присутствовать родители. Кроме обучения письму, грамоте, языкам можно подобрать еще кружки по интересам, спортивные секции. Но большинство родителей традиционно выбирает государственное дошкольное учреждение.
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ДЕТСКИЙ САД
Поговорим о положительных сторонах пребывания малыша в группе одногодок.
Общение
В детском саду у ребенка происходит формирование дружеских взаимоотношений, он учится общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это необходимый этап взросления, который поможет благополучно влиться в школьный коллектив. Домашние детки обычно лишены такого полноценного опыта.
Воспитание самостоятельности
Детский сад приучает ребятишек к самостоятельности, учит доводить начатое дело до конца. Это дома мама поможет застегнуть пальто, а шнурки завяжет бабушка. В группе численностью до 30 и более воспитанников волей-неволей придется делать все самому. Еще действует и принцип «делай как я», когда учатся на примере более «продвинутых» сверстников.
Дисциплина и порядок
Обучение дисциплинированности начинается в семье, а продолжается в саду, где более четко регламентирован распорядок дня. Соблюдение режима помогает вырабатывать полезные привычки. Еще одной положительной стороной детского садика является формирование культуры поведения, что, к сожалению, практикуется не во всех семьях.
Подготовка к школе
Это не только об умении писать палочки и крючочки. Главным является психологическая подготовка воспитанников к урокам: умение контролировать свое поведение, взаимодействовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, следование режиму и прочее. Важна и мотивация к обучению в школе. Чтобы малыш легко, с желанием перешел из выпускной группы в начальные классы.
Всестороннее развитие
В детском садике с ребятишками занимаются квалифицированные педагоги, логопеды, психологи, которые помогают развивать мышление, воображение, формируют правильную и грамотную речь и многое другое. Также учреждение обладает определенным оборудованием и средствами, помогающими сделать занятия и игры интересными, наглядными.
МИНУСЫ ДЕТСКОГО САДИКА :
Частые болезни. Не все родители имеют возможность оставлять малыша дома при первых признаках заболеваний. Так вирусы подхватывают и другие детки.
Разлука с мамой. Для многих детей отрыв от семьи и искусственное погружение в коллектив сверстников выливается в большой стресс.
Плохое влияние некоторых одногодок. Многие родители могут поделиться историями конфликтов, а также тем, как родное чадо приносило из своей группы нецензурные словечки.
Не всегда имеется индивидуальный подход к ребенку. И часто причина в переполненности группы, едином режиме дня, что подходит не всем малышам.
КАК ИТОГ
Нужно ли ребенка отдавать в детский сад, решают родители. Но если они думают не только «как одеть и прокормить» свое чадо, а заботятся о гармоничном развитии личности, то стоит исходить из его интересов. Пусть ребенок попробует сам оценить все прелести садиковской жизни. А потом уже можно сделать вывод: быть саду или нет.