Татьяна Цветкова
Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве. Поэтому воспитание любви к Родине является одной из важнейших задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Основоположник этнопедагогики Г. Н. Волков подчеркивал: «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».
Публикация «Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научить добросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду.
Предстоит решить следующие задачи:
*развитие интереса и любви к своему Краю, его истории и культуре;
*воспитание патриотических чувств и потребности в их реализации (чувства гордости за труд земляков, прославляющих свой край, формирование чувства ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);
*передача детям знаний о прошлом и настоящем родного края;
Данная работа имеет следующую характерную особенность:
Принцип построения содержания образовательного процесса:
•Тематическое планирование,
•Поэтапность обогащения знаний и формирования эмоций детей (знаний о том, к чему ребёнок уже успел привязаться, что успел полюбить: о его собственном доме, о детском саде, об улице, на которой он живёт, о микрорайоне и городе, о стране).
•Спиралеобразная, а не линейная подача сведений о родном крае (темы повторяются в каждой возрастной группе с расширением программных задач).
Необходимо подчеркнуть, что не следует ждать от детей дошкольного возраста "взрослых" форм проявления любви к Родине.
В результате целенаправленной педагогической работы ребё нок должен:
*располагать знаниями о родном крае, стране, их географии, природе, символике;
*знать имена земляков, прославивших свой родной край;
*проявлять интерес к приобретенным знаниям.
*иметь желание отражать свои впечатления в деятельности творческого характера.
Наиболее эффективные формы занятий с детьми: познавательные эвристические беседы, игры, экскурсии, представления дидактического "исторического театра", развлечения, различные виды детской деятельности:
•в том числе деятельности творческого характера;
•чтение художественной литературы.
Опираясь на многолетний опыт, хотелось бы поделиться некоторыми советами по организации данной работы с дошкольниками :
•Соблюдайте так называемый «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если воспитать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
• Создайте соответствующую предметно-развивающую среду: оборудование, пособия, литература, иллюстрационный материал.
• Шире используйте ТСО: видеотехнику, телевизор, магнитофон, проектор.
•Творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.
•Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Пусть дети не только узнают о традициях, но и участвуют в них, принимают их, привыкают к ним.
Успешному решению задач патриотического воспитания способствуют следующие методы:
•Формирование нравственных представлений, суждений, оценок;
•Организация практического опыта поведения;
•Стимулирование.
Классификация методов основана на активизации механизма нравственного воспитания.
Остановлюсь на средствах нравственно-патриотического воспитания :
В первую группу средств нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с родным городом, способствующую эмоциональной окраске полученных знаний, входят художественные средства:
•художественная литература;
•изобразительное искусство;
•музыка; диафильмы.
Они наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Вторую группу составляют:
•игра;
•художественная деятельность;
•труд; учение, то есть собственная деятельность детей.
Целенаправленная педагогическая работа с детьми осуществляется в процессе организации комплексных и интегрированных занятий, игр – путешествий, представлений дидактического исторического театра, игровых обучающих ситуаций, сюжетно-ролевых игр, экскурсий.
Памятка педагогу:
•Сопровождайте рассказ наглядным материалом – фотографиями, репродукциями, слайдами.
•Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому.
•Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или «Это было очень давно, когда ваших бабушек и дедушек ещё не было».
•Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов.
•Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.
Опираясь на лучшие традиции педагогического прошлого России, целесообразно использовать средства и методы народной педагогики. Её воспитательные возможности и содержание богаты и разнообразны, позволяют воспитать личность, сознающую свою причастность к истории Родины, умеющую ценить и беречь духовное богатство своего народа.