Юлия Ромах
Родительское собрание «Воспитание юного исследователя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать родителям необходимость и возможность развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста; дать практические рекомендации по данной теме.
Подготовительная работа:
-изготовление приглашений для родителей;
-подготовка и демонстрация детских исследований.
Оборудование: оборудование для демонстрации детского исследования.
Участники: воспитатели, родители.
Ход
I. Организационная часть
Публикация «Родительское собрание „Воспитание юного исследователя“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитатель. Сегодня не обычное собрание. Мы пригласили принять участие всех, кто заинтересован в развитии исследовательских способностей у детей.
II. Основная часть
1. Сообщение «Значение исследовательской деятельности для развития ребенка»
Ребенок по своей природе — исследователь.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, исследовать традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.
Эту проблему активно разрабатывают ученые, практические психологи и педагоги.
Формирование исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные дошкольником в результате собственного исследовательского поиска, прочнее и надежнее тех, что он приобрел репродуктивным путем. В дошкольном возрасте исследование является одним из ведущих способов познания мира.
Не случайно детей дошкольного возраста называют почемучками. Толчком к началу исследования могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.
В современном образовании акцент переносится
на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные тех разных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.
Именно в дошкольные годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.
Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:
• видеть проблему;
• задавать вопросы;
• давать определения понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• высказывать суждения.
Итогом исследовательской работы и главным ее этапом является выступление перед публикой. Важно создать для ребенка ситуацию успеха. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Хочу познакомить вас с планом, в соответствии с которым дети нашей группы проводили исследования. Такой план будет полезен юному исследователю и дома.
Выбор познавательной темы (например, «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений»,
Выбор исследуемого объекта. (К примеру, по теме «Мир растений» ребенок выбирает дерево, комнатный цветок, овощи, траву, кустарники.)
Постановка вопросов:
• Какие бывают виды исследуемого объекта?
• Какие функции выполняют данные объекты?
• Какими свойствами и качествами обладают?
• На что влияют?
• Проведение исследования.
Дошкольники собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию.
• Подведение итогов.
Факты, собранные детьми, анализируются и готовится сообщение, с которым несколько ребят выступят на занятии.
Очень важен момент сбора информации. Ребенку надо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Подумав, ребенок говорит о том, что знает о данном объекте. Ответы можно фиксировать символами.
Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
2. Исследовательское лото
Воспитатель. Предлагаю участникам разделиться на три группы, каждой достанется упражнение на развитие исследовательских способностей. Дома с детьми вы тоже сможете поиграть в исследовательское лото, предложив им эти или аналогичные задания. Время на обдумывание ответов не должно быть более 7 минут. Побеждает та группа, участники которой дали наиболее точные и полные ответы.
Первая группа — «Сколько значений у предмета?»
Это упражнение на развитие умения видеть проблемы.
Предлагаю хорошо знакомый вам предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т. п.) и попрошу найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.
Вторая группа — «Когда полезен предмет?»
Это упражнение позволит развить способность вырабатывать гипотезы.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезым: ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, гоночный автомобиль, книга, самовар, барабан?
Третья группа — «Каковы возможные причины событий?»
Это упражнение также позволит развить способность вырабатывать гипотезы.
Назовите возможные причины следующих событий:
Дети стали больше играть во дворах.
Миша весь вечер играл с конструктором.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
— Понравилось ли вам играть в исследовательское лото? Предлагаю дома позаниматься с ребенком аналогичным образом для развития его творческой исследовательской активности. На этих занятиях ребенку предстоит совершить довольно сложные мыслительные операции. Обдумывая ответы на вопросы, он будет развивать свою познавательную активность.
3. Опыты в домашних условиях.
Помните: при проведении эксперимента главное –безопасность вас и вашего ребёнка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
При проведении экспериментов ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему доступными для ребёнка словами.
Опыт «Кто держит открытку?»
В мерный стаканчик налить воды, накрыть открыткой, и, придерживая лист, перевернуть стакан, затем убрать руку. Открытка не падает, вода из стакана не выливается. Почему? Вывод: открытку держит воздух, который хочет проникнуть в стаканчик, если дать пройти воздуху между открыткой и водой, вода прольется.
Опыт «Тонет – не тонет»
Вопросы:
- Как ты думаешь, что утонет, а что нет? (предметы, находящиеся в ванной комнате: мыло, флаконы из под шампуня, мыльница, игрушки, губка и т. д.) .
- Как ты думаешь, что быстрее утонет? Почему? Давай проверим.
- Что надо сделать, чтобы губка утонула?
- Как ты думаешь, может ли утонуть эта пластмассовая мыльница? Что для этого нужно. Важно, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.
Опыт «Вулкан»
Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина «вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие (осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель подводит итог собрания, отвечает на возникшие вопросы. Возможно определение тем для обсуждения на последующих родительских собраниях.