Светлана Макарова
Родительское собрание «Вежливость»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Вежливость»
«Ничто не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость»
Мигель де Сервантес
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
• актуализировать понятие «вежливость»;
Публикация «Родительское собрание „Вежливость“» размещена в разделах
• расширять представления родителей об элементарных правилах культурного, вежливого человека;
• рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
Предварительная работа:
• подготовка видеофильма «Устами младенца» (высказывания детей о вежливых людях);
• анкетирование родителей (приложение);
• педагогический всеобуч «Уроки вежливости».
Оборудование:
• мультимедиа;
• цветок ромашка;
• смайлики.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим вас, что вы пришли к нам на встречу. Это означает, что нас всех интересует тема родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Цель нашей встречи и состоит в том, чтобы показать важность воспитания у детей навыка вежливого общения друг с другом и со взрослыми. Сегодня мы собрались с вами, чтобы решить важные проблемы. Но чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья,
Детей своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте тогда мне скорее ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
А теперь поздоровайтесь друг с другом, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте, как я рада вас видеть!»
Здравствуйте!
Что особого мы тем друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Здравствуй – ты скажешь человеку.
Здравствуй – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!». Такие и много других вежливых слов мы говорим друг другу. А сейчас мы поиграем.
Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость».
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…. Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе. (по мере называния, открываются лепестки ромашки)
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.
Звучит песня «Вежливые люди».
Мини – лекция «Вежливость».
Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам. Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.
Вежливость внешне проявляется в соблюдении правил приличия, принятых обществом. Воспитание вежливости начинается в семье. Именно здесь учат ребенка искусству человеческого общения. Вежливость раскрывает внутреннюю культуру человека через сумму поступков по отношению к другим людям. Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от сложившейся конкретной обстановки: Не только детям, но многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по - доброму; всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Сегодня мы вкладываем в понятие вежливости не только и не сколько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не позволит себе оскорбительное отношение к окружающим, небрежное отношение к природе. Современный воспитанный человек - личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них, управлять своими эмоциями. Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном поведении. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.
2. Родительский практикум. Пословицы и поговорки о вежливости (закончить предложение).
Вежливости открываются ….(все двери)
Ласковое слово и ….(кошке приятно)
Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
Плохое слово, что ….(грязная вода)
Ласковым словом и …. (мед растопишь)
Решение педагогических ситуаций: «Ребенок – взрослый».
1 ситуация. Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)
Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.
2 ситуация. Утром шестилетняя Иришка собирается в школу. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.
- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду., - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит
- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:
- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации. ?
3. Анализ анкет.
4. Подведение итогов.
Блиц – опрос.
• кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
• с чего следует начинать воспитание культуры поведения?
• назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?
• от каких ошибок вы бы предостерегли своих детей?
• какие бы советы дали детям?
5. Заключительная часть. Рефлексия.
Уважаемые родители! Спасибо, вам, за сотрудничество. Просим вас выразить свое мнение о совместной работе. Перед вами лежат смайлики: если вам понравилось наше мероприятие возьмите смайлики с радостным лицом, если нет – то с грустным выражением. До новых встреч!
Приложение 1
Анкета для родителей.
1. Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
2. Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
3. Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
4. Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?
5. Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?
Приложение 2
Опрос детей «Устами младенца»
1. Какие вежливые слова ты знаешь?
2. Кто такой вежливый человек?
3. А ты вежливый?
4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?
Литература:
• Насонкина С. Уроки этикета. – СПб. : Акцидент, 1998
• Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ. XXIвек, 2006
• Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
• Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
• Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997