Пустовит Марина
Родительское собрание в средней группе «Воспитываем вежливого ребенка» возраст детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела собрание
Воспитатель Пустовит М. Ю.
Родительское собрание по теме : «Воспитываем вежливого ребенка»
Собрание проходит на открытом воздухе (на веранде) в связи с
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Воспитываем вежливого ребенка“ возраст детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
эпидемическими требованиями по распространению COVID-19,
маски обязательны
Цели:
-Привлечь внимание родителей к проблемам воспитания культуры поведения у детей.
-Донести важность совместной работы (родителей и детского сада) по формированию у детей среднего дошкольного возраста основных норм и правил поведения в социуме.
Задачи:
1. Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями;
2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Предварительная работа:
1. Провести анкетирование родителей
2. Оформить памятки для родителей «Воспитываем вежливого ребенка»
3. Аудиозапись ответов детей на вопросы по теме собрания (если собрание проходит в групповом помещении, то возможно использование видеозаписи)
4. Листики и ручки для игры
Ход собрания:
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители!
Дети – наша радость и гордость. В них всё нам мило и дорого. И конечно они берут пример с самых важных для них людей – родителей. Нам приятно отметить, что многие родители принимают активное участие в жизни группы, на наши просьбы починить игрушки, принять участие в конкурсах, праздниках и в жизни группы. Спасибо Вам!
Сегодня мы поговорим о том, с чем сталкиваемся ежедневно и обычно не придаем этому особого значения. Тему нашего собрания, вы попробуете угадать сами.
Включается аудиозапись (через портативную колонку) с ответами детей на вопросы : «Дети, какие вежливые слова вы знаете? А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему? Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему? Подумайте и скажите почему вежливые слова называют волшебными?
Педагог: Итак, уважаемые родители, я думаю, вы уже догадались, чему сегодня будет посвящена наша беседа? (Ответы родителей)
Педагог: Мы поговорим о культуре поведения, культуре общения и о вежливости. Многих родителей удивляет поведение их детей в подростковом возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью. Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Ребенок как губка – впитывает все что видит и слышит дома. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения
. 1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
Педагог: Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – сво место».
2. Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь? (ответы родителей)
Педагог: Рассмотрим такую ситуацию:
Мама: Здравствуйте, Мария Ивановна! Миша, а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи – “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Марией Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого ты такой упрямый, не ребёнок, наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?
Вопросы: - Какие советы вы бы дали матери? - Как бы сами поступили в такой ситуации? (Ответы родителей)
Обобщение: Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминания, а третьи – не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
И конечно нам помогут игры
Например, игра «Учим волшебные слова» Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с реб нком волшебные слова вежливости : добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность реб нка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.
3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и хороших манер?
Педагог: Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для реб нка. И именно с вас, в первую очередь, он бер т пример во вс м.
Вопрос родителям : «Что делать, если реб нок употребляет грубые слова? Как вы поступите? (Ответы родителей)
. - Для начала нужно разобраться, откуда он «набрался» этих слов. Сам он их не придумал, значит, где - то услышал. Где? - Не всегда надо заострять внимание, если реб нок маленький, он быстро забудет. - Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят. - Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок). Часто взрослые являются источником заражения реб нка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь, ведь ребенок копирует родителей полностью.
5. С чего начинать воспитание культуры?
Педагог: Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда оно подкреплено примером. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по - особому, приветливо, с улыбкой? Только примером.
-Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения?
Педагог: - Спасибо, что вы откликнулись на нашу просьбу и заполнили анкеты. (Зачитываются ответы родителей на вопросы анкеты)
Чтобы стать воспитанным человеком, необходимо знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычки – вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению. Воспитанный человек – не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, а тот, кто по-другому поступить просто не может.
У А. Барто в одном из своих стихотворений есть такие строки: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала».
Как часто и за что хвалите вы своего ребенка? За что?
Практикум. Задание для родителей
Ребенок помог вам убираться в комнате. Поблагодарите его (передается игрушка по кругу)
Обобщение:
Детей надо уметь хвалить, даже за то, что Вы считаете мелочью. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить детей и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет его желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утором до прихода в детский сад. Вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников – хвалите и говорите, кому он помог сегодня, порадовал, и он будет выполнять ваши просьбы с желанием.
А сейчас мне б хотелось, чтобы вы попробовали взглянуть на своих детей со стороны. Для этого вам потребуется листок бумаги и ручка
Для этого вам потребуется листок бумаги и ручка
Игра «Мой ребенок умеет…»
Если ваш ребёнок выполняет данное правило, то вы ставите в левом столбике «плюс», а если нет, то в правом столбике «минус»
1. Аккуратно складывает одежду.
2. Вежливо (в том числе по имени, имени отчеству) обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
3. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
4. Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
5. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
6. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
7. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
8. Не говорит грубых слов.
9. Следит за своим внешним видом прежде, чем выйти на улицу, сесть за стол.
10. Умеет правильно владеть вилкой и ложкой, пользоваться салфеткой
11. Ребенок умеет мыть руки,обязательно моет их перед едой с мылом, после посещения туалета
12. Умеет вытираться развернутым полотенцем
Посмотрите на ваши ответы, они помогут вам решить, над, чем следует работать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
(Родители анализируют полученные результаты и делают для себя выводы).
Педагог раздает родителям Памятки
Памятка для родителей
«Воспитываем вежливого ребенка».
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители :
1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.
4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.
5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».
6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку : «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
Педагог: Хочется сказать всем большое спасибо за участие в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.
Желаем Вам успехов!
Список литературы:
- Зенина, Т. Н. Родительские собрания в детском саду / Т. Н. Зенина. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 80 c.
-Овсяник, Н. В. Воспитание без слез и принуждения. Сопровождать и/или управлять? / Н. В. Овсяник. - М. : ИД "Белый Ветер", 2012. - 112 c.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. как?. – м. : аст издание 6-е, стереотипное, 2007. – 240 c.
-Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.
-Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод, пособие для воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 144 с.
Сергеева, Д. В. Задачи и основы семейного воспитания / Д. В. Сергеева // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. — СПб., 2008. — 243 с.