Лариса Сушко
Родительское собрание в подготовительной группе «Семейные традиции»
Родительское собрание в подготовительной группе
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного расслабиться и поиграть.
Упражнение «Имена»
Цель: знакомство участников тренинга.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Правила игры: Упражнение выполняется в круге. Все участники по очереди (по кругу) называют свои имена. 1. Каждый называет своё имя официальное (Анна, Татьяна, Виктор, Артём) и имена предыдущих участников. 2. Каждый называет своё имя (как его ласково в детстве называли) Ирочка, Танюшка, Тёмочка, серый, Виталик и т. д. и имена предыдущих участников.
Как Вы думаете, что означает слово — семья?
Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а Вы — заканчиваете.
- В гостях хорошо, а. (дома лучше).
- Не красна изба углами, а. (красна пирогами).
- Каково на дому, таково и. (самому).
- Дети не в тягость, а. (в радость).
- Когда семья вместе, и. (сердце на месте).
Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи — психологический тыл, защита, убежище. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей — человек, то «мера» родителей — ребенок.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка — семье или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни ребенка в семье» (Г. Г. Кравцов).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Итак, сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.
Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. (Итоги
опроса детей)
Семейные традиции — конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция — вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», — писал К. Д. Ушинский.
Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Как быть, если праздник, например Ваш день рождения, Вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: “Можно и я с вами буду праздновать?” Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворение “Бедный Костя”:
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
Спой, пожалуйста, сынок!
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
“Пой! – настаивает мама, -
Только стой на стуле прямо!”
Папа шепчет: “Константин,
Спой куплетик! Хоть один!”
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
“Ах, певец какой хороший!”
Кто-то просит: Ты, малыш,
Лучше спой “Шумел камыш…”
За столом смеются гости,
И никто не скажет: “Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать”.
А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные “конкурсы талантов”.
Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что-то рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом.
Вы готовитесь к празднику, ждете гостей в своем доме. Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Как, по - Вашему, нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего? Что Вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?
Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.
К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
Какие подарки вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного и в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери — пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у Вашего ре-бенка.
Таким образом, мы переходим с Вами к интересной теме — теме, родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы свя-заны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас — продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя (дается время 5 минут). У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите?
Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево — дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков.
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин).
Семейные архивы — это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив — почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (семейный альбом).
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом — это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным
рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», — предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом — лес, который является народным богатством.
Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение — это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного, что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и раз-личные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.
Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве? Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с ребенком?
Мы с уверенностью можем сказать: детство — это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. Игра — это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра — должна стать традиционной в каждой семье.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали свою родословную.