Жанна Агафонова
Родительское собрание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители. Совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Конечно, это очень волнительный момент и для вас, и для ваших детей. Необходимо помнить, что семья для ребёнка, поступающего в школу, - это источник безопасности, надёжности, эмоциональный тыл. Важно, чтобы близкие люди поддерживали своего ребёнка, и говорили ему почаще такие фразы как: «Мы твоя семья навсегда, независимо от твоих школьных отметок», «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим», «Мы поддержим тебя в любых неудачах», «Мы готовыотноситься внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе», «У тебя всё получится, мы верим в тебя».
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе» размещена в разделах
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о готовности ребёнка к школе. Как вы думаете что должен уметь ребенок при поступлении в учебное заведение? (ответы родителей)
Сейчас мы с вами попробуем создать портрет будущего первоклассника. Ваша задача назвать те качества, которыми должен обладать ребёнок, идущий в школу. (Прикрепляется ватман, на котором психолог записывает качества будущего первоклассника, предложенные родителями).
Итак, в результате нашей совместной работы получился портрет первоклассника. Не слишком ли много на ваш взгляд должен знать и уметь ребёнок?
Некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, писать, считать. Родители полагают, что их ребёнок обязательно добьётся успехов в школе, если будет посещать воскресную школу, некоторые родители пытаются заниматься с ребёнком дома по программе 1 класса. Безусловно, подготовка нужна, но её недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим, организовывать совместные действия и т. д.
Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Считаю эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности (чтобы ребёнок был способен отказаться при необходимости от того, что его непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью). Задача детского сада и родителей – помочь ребёнку.
Существует 3 компонента школьной готовности:
физиологический (физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т. е. паспортному)возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний; физиологическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму);
педагогический (умения, навыки – всё, чему научили ребёнка);
психологический (совокупность особенностей развития и формирования).
Очень многое меняется в жизни ребё нка с приходом в школу:
- кругом другие сверстники;
- другой режим дня;
- другие требования к ребёнку
Итак, что же включает в себя понятие психологической готовности к школе? Её составными компонентами являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность.
Личностная.
Выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Как правило, дети выражают желание идти в школу. Но тут важно выяснить, что привлекает их ребё нка в школе: "Мне купят новый ранец, пенал, красивую одежду!" Ему кажутся заманчивыми внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью - учением ("хочу учиться, чтобы быть как папа"). Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимых навыков и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие дети ведут себя по-детски. Они могут успевать, но только в случае, если им интересно. Хуже, если дети не хотят идти в школу.
Причина может крыться в том, как родители говорят о школе. Запугивание детей школой очень вредно и опасно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям: "Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!"
Нужно использовать эмоциональный опыт, применять такие методы, как: обращение при детях к домашней библиотеке при поиске решения возникшей проблемы, вовлечение младших детей к школьным праздникам старших детей, рассказы родителей о любимых учителях, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, игры в школу.
Волевая готовность.
Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. Дети должны уметь дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы общий успех.
Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли, ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.
К сожалению, встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, не готов еще достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. А тогда и интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.
В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него понадобится умение делать не только то, что хочется, но и то, что от него требует учитель, школьный режим, программа. А это так непросто, когда у тебя в рюкзачке –новая игрушка, и хочется поделиться с товарищами последними важными новостями. Необходимо проявлять волевое усилие, обладать способностью управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – памятью, вниманием, мышлением. А для этого нужно:
• ставить цель;
• принимать решение;
• намечать план действий, исполнять его;
• проявлять усилие в преодолении препятствий;
• оценивать результат своего волевого действия.
Развитие воли успешно достигается в игровой ситуации:
- генеральная уборка в виде игры: мама-капитан, дети-матросы;
- устроить поле битвы на огороде – прополоть сорняки и т. п.
Произвольность в поведении ребёнка проявляется и в отказе от привлекательного занятия - игры, ради выполнения поручения взрослого, оказания помощи маме. Необходимо формировать у ребёнка не боязнь трудностей (уметь принять их, не пасовать перед ними, не отказываться от намеченной цели.
Интеллектуальная готовность.
И, наконец, поговорим об умственном развитии. Очень важно, чтобы к 7-ми годам ребёнок умел считать, знал буквы и мог написать своё имя.
Но интеллектуальная готовность с психологической точки зрения - это не столько умение ребенка читать, писать и считать, сколько умение думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель. Здесь мы говорим об умении сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Говоря о памяти важно знать, что главное – не механическое заучивание, а понимание смысла, т. е. осмысленное запоминание. Работая в школе или дома, ребёнок должен сначала понять и осмыслить информацию, а потом уже запоминать её. Таким образом, память нужно развивать, а не тренировать её механическим запоминанием.
Познавательная активность ярко выражена у большинства детей 6-7 лет. И мы можем поддержать эту активность:
- старайтесь отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок; общение с родителями – огромная ценность для ребёнка;
- поговорите с ребёнком, поддержите своим вниманием его интерес к познанию, не отмахивайтесь от надоевших вопросов.
Нужно обсуждать с ребёнком сказки, мультфильмы, рассказы, как он понимает явления природы, поступки людей, животных. Беседа не должна быть длинной, сложной и утомительной. Интерес – главный критерий доступности.
Доказано, что чем лучше ребёнок подготовлен к школьному обучению, тем быстрее он адаптируется к школе. Успехи Вашего ребёнка будут зависеть не только от него, но и от Вашей помощи, поддержки и понимания. Вы, родители, должны и можете немало сделать для того, чтобы Ваш ребёнок любил школу и учился с радостью.