Оксана Колыванова
Родительское собрание в первой младшей группе «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Привлечь внимание родителей к вопросам Этнокультурного воспитания.
Задачи: Осмыслить основные нравственные ценности; расширить представленияи обогатить педагогические умения родителей по вопросам Этнокультурного воспитания дошкольников
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателей.
«показ выставки пособий»
2. Мастер-класс «Кукла оберег»
3. Разное.
1. Выступление на родительском собрании : «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
- Добрый вечер, уважаемые родители. Наше сегодняшнее выступление посвящено этнокультурному воспитанию дошкольников. Что это такое?
Этнокультурное воспитание– это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российско государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.
Этнокультурное воспитание – незаменимое средство эстетического, / нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе детей к духовной культуре своего народа, семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, позволяет приобщить. Очень важно с детства формировать представление ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру.
Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Наш детский сад работает состоит в экспериментальной площадке по этой очень важной теме. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России. В нашем саду изготовлено очень много пособий руками наших педагогов, которые способствуют развитию этнокультурного воспитания у дошкольников. Работа ведется в каждой группе. И уже с нашими малышами мы ведем определенную работу в соответствии с их возрастом. Работаем с изготовленными пособиями, проводим занятия на данную тематику, изучаем русский быт. (показ презентации пособий)
Педагогические аспекты формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут и станут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас от взрослых, ведь только мы взрослые являемся ведущим звеном- цепочкой для наших детей!
2. Мастер класс «Кукла оберег»
Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые, наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные: бусы, браслеты, обережные вышивки, куклы. Вообще -то существует такой закон: по-настоящему сильный оберег нельзя купить. Его можно сделать самому.
Существует множество видов кукол - оберегов, которые делались для разных этапов жизни человека, но с одной целью – защитить.
Чем богаче была семья, тем больше в ней было кукол. По традиции, освященной ткани нельзя было касаться ножом или ножницами, поэтому материю просто рвали. Это распространилось и на использование иголок. Так что, чаще всего, кукол сворачивали из нескольких лоскутов и перетягивали нитками. Так же поступили и мы, соблюдая древнерусские обычаи.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.
Вот и первая кукла готова. Это Утешница. Ее изготавливали из ярких лоскутков, к ленточкам привязывали леденцы или карамельки. Эта кукла должна была успокоить и отвлечь даже самого капризного малыша.
Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Может быть именно поэтому наши мальчишки, соорудив первую куклу, потеряли к этому делу интерес и увлеклись рисованием на доске.
А эта куколка - Благополучница. Сделать ее немного сложнее, но мы справились. Внутри у этой куколки лежат монетки, они должны привлечь в дом благополучие и достаток.
Итак…Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками.
3. Разное