Наталья Терехова
Родительское собрание в младшей группе «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель родительского собрания : повышение педагогической культуры родителей воспитанников.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения;
2. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения;
3. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становление детской личности.
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Капризы и упрямства детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Участники: родители, воспитатель, педагог-психолог.
Подготовка:
1. Письменное приглашение для родителей на родительское собрание.
2. Для каждого родителя готовятся разноцветные полоски цветной бумаги (красной, желтой, зеленой, оранжевой, фиолетовой, черной).
3. Плакат с изображением семиконечной звезды.
4. Карточки с ситуациями.
5. Памятка для родителей «Как вести себя с капризным ребенком».
Оформление, оборудование и инвентарь: занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены полукругом. На столах лежат полоски цветной бумаги, булавки, фломастеры.
Ход собрания
1. Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом, разъясняет цели и порядок совместных действий участников занятия.
Родители сидят за столами. Ведущий предлагает им изготовить визитки из цветной бумаги. Цвет избирается каждым участником по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Ведущий задает родителям вопрос : «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя, отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
А) красный – восторженное настроение;
Б) желтый – светлое, приятное;
В) оранжевый – радостное;
Г) зеленый – спокойное;
Д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
Е) черный – уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители представляются и по желанию объясняют замысел своей визитки.
Выступление воспитателя.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых? Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.
Попробуем разобраться в понятии «каприз» и что мы понимаем под словом «упрямство». Ваше мнение. (Обсуждение с родителями понятий.)
Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свободы. (Это когда ребенок понимает нельзя, но настаивает.)
Упрямство - один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.
Любимые слова упрямых – «я хочу», капризных – «я не хочу».Упрямец не уступает взрослому, настаивает на своем, а капризуля всегда находится в состоянии «готовности к капризу».
2. Выступление педагога-психолога. Как преодолеть капризы и упрямство.
Пик упрямства и капризов приходится на кризисные моменты в жизни ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным. Многие не знают. Что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс – это первое яркое ворожение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов». (Психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды.)
Симптомы кризиса 3 лет
1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок – вопреки очевидному: «Нет, оно черное».)
2. Упрямство – ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел.
3. строптивость – капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.
4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам.
5. Бунт против окружающих – ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно
6. Обесценивание ребенком личности близких – говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками.
7. Стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждет истерики.
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будет иметь единые требования к ребенку, т. е будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
- не пытаться в это время что-либо внушать Вашему ребенку, ругать в это время не имеет смысла.
- не предоставлять возможность выбора.
- не стыдить ребенка за плач, не выговаривать ему, что он большой и как ему не стыдно; тем самым добавляя ребенку боль.
- если Вы позволяете малышу с помощью истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения.
-когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.
3. Дискуссия «Вернисаж детских капризов» (педагоги и родители).
Родителям раздаются карточки с описанием какой-то проблемной ситуации и каждый родитель вырабатывает способ решения донной проблемы.
Варианты проблемных ситуаций: «Что, делать если….».
1. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство. Как приучить ребенка без капризов выполнять посильную домашнюю работу?
2. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать. Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать, повышает тон. Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго.
Ответ: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже видела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, ему отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например. Так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».
3. Снежане исполнилось три года, и мама перестала узнавать ее: она изменилась, стала совсем другим ребенком. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых. Вот и сейчас никак не может застегнуть пуговицы на кофточке. Как только мама стала помогать ей, ужасно рассердилась, громко закричала: «Я сама! Я сама».
Мама устала от ее настойчивости, резкими движениями застегнула пуговицы и сказала: «Пойдем на улицу». Снежана громко плакала и топала ногами, все так же приговаривая: «Я сама! Я сама!».
Правильно ли поступила мама Снежаны? Как поступили бы вы?
Ответ: Мама Снежаны поступила неправильно. В период «кризиса трех лет» у ребенка проявляется большое стремление к самостоятельности, что зачастую сопровождается капризами, упрямством. Этот случай, когда побуждения к самостоятельности разумны. Взрослые должны быть терпимее к подобного рода стремлениям. В данной ситуации следовало поддержать намерения девочки: «Ты все сделаешь только сама, умница!», «Снежана сама застегивает пуговицы!» - и незаметно, отвлекая внимание девочки, помочь ей застегнуть пуговицы.
Свое выступление я хочу закончить словами педагога Е. А. Аркин, который говорил, что «борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка – это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами. Понимание разумной любви.
Родителям раздаются буклеты.