Наталия Пелих
Родительское собрание в 4 классе «Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов»
▼ Скачать + Заказать документы
Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Задачи собрания :
1. Показать результаты работы памяти обучающихся в учебной деятельности.
2. Показать методы и приемы развития памяти детей.
Форма собрания : школа интеллектуального развития.
Вопросы для обсуждения:
Публикация «Родительское собрание в 4 классе „Значение памяти в интеллектуальном развитии обучающихся начальных классов“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Значение памяти в учебной деятельности.
2. Методы и приемы развития памяти ребенка.
Подготовительная работа:
I. Анкетирование обучающихся :
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное ли с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкетирование родителей :
• Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?
• Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
• Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
• Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?
II. Исследование функций памяти обучающихся :
1. Числовые ряды.
Обучающимся предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает обучающимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель выполняет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа обучающиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме (7 + 2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Обучающимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
• Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
• Если в двух случаях из трех, то как хорошая.
• Если в одном – то как удовлетворительная.
•
III. «Рисование по памяти натюрморта»
Обучающимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Обучающиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
IV. Памятка для обучающихся по развитию памяти.
• Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнит.
• Ставьте себе цель запомнить надолго.
• Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
• Многократно повторяйте заученное.
• Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
• Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.
• Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.
II. Анализ тестирования учащихся. Слово психологу.
Психолог приводит результаты проверки функций памяти учащихся : зрительной, слуховой, ассоциативной.
III. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
IV. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его зчу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд.
Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
пень лето дом зима
стол поле мама
лес клест пожар
Упражнение 5.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 6.
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7.
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 9.
Прочтите ребенку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно – два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребенком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
V. Заключительное слово классного руководителя.
Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
VI. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.