Ольга Резец
Родительское собрание «Роль семьи в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – особая образовательная область, предметом которой является познание законов организации и саморегуляции природных систем. Экология исследует взаимоотношения организмов со средой обитания. Использование экологических приемов при ознакомлении детей с природой позволяет увидеть различные связи, зависимости в природе, а также увидеть картину мира в целом.
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в экологическом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности и природа в данном процессе играет большую роль. У детей нередко возникает негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. В дошкольном возрасте легче научить ребенка уважать и понимать мир животных и растений, сочувствовать им. Для этого необходимо дать детям элементарные знания о природе и показать существующие связи и взаимозависимости существующие в ней. Процесс экологического образования должен быть непрерывным и начинаться как можно раньше.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек – не царь природы, а только ее элемент, один из членов природного сообщества. Человек должен понимать, что каждый организм на нашей планете имеет право на жизнь и уважать это право вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Основной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. Образование дошкольников включает:
- элементарные научно – естественные представления об окружающем мире, как устроен, что из себя представляет;
- экологические знания об окружающем мире (взаимосвязи, зависимости).
В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т. е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе. Полученные знания и экологическое воспитание формирует у ребенка :
- понятия о ценности природы и ценности жизни;
- систему умений и навыков взаимодействия с природой;
- экологически грамотное поведение в природе;
- ответственность за природу.
Результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, бережно относиться к природе и хранить все живое на земле. поведение, мир ценностей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и важнейшим институтом воспитания.
Все формы работы с родителями должны основываться на сотрудничестве и работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок – родитель.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных родного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путем чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, экспериментов с растениями и животными.
У детей в возрасте от 3 – х до 7 – ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся все взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут и встает перед родителями задача сообщить детям как можно больший объем знаний о природе. Отвечая на вопросы ребенка, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побуждать у них желание искать пути решения возникших задач. Очень полезно брать детей на прогулки в лес, на реку. И чем чаще это делается, тем лучше. Нужно обращать внимание на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха, на характер выпавших осадков. Очень целесообразно показать детям солнце, луну, звезды и связанные с ними явления: закат, восход солнца, изменения формы луны.
Внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад, зимой растения находятся в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, необходимо научить распознавать распространенные деревья и кустарники. Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, порченое дерево плохо растет.
На прогулках в парк или в сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями, обращать внимание на их цветение, окраску цветков. Пусть на каждой прогулке ребенок узнает какое – нибудь декоративное растение. Однако при этом дети должны быть предупреждены, что растения рвать нельзя.
Безусловно, часть работы по экологическому воспитанию и образованию в семье проходит на примере сельскохозяйственных работ. Детям необходимо показывать строение растений, показывать, как ведется уход за растениями, как он влияет на рост и развитие, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем ребенок не должен быть. Ему нужно давать поручения: посеять семена, полить, вырвать сорняки. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребенок мог бы ухаживать.
Зимой с ребенком можно посадить на окне небольшой огород: посадить лук, укроп и др. растения. Если ребенок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться ко всему живому.
Родители должны прививать детям привычку бережно относиться к природе в целом, к лесу, водоему. Загрязнение почвы, рубка здоровых деревьев, выжигание растительности наносит непоправимый вред природе, оказывает отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе.
После каждого выхода в природу с детьми возникает ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в литературе, в других источниках информации.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить все живое на земле.