Ольга Умнова
Родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив дома» в подготовительной возрастной группе
Форма проведения: (круглый стол)
Аудитория…. (родители подготовительной группы)
Количество участников: (12-15 человек - родители, дети, воспитатели подготовительной группы)
Задачи:
1. привлечь внимание родителей к имеющимся семейным традициям
2. обмен опытом семейных традиций
3. стимулирование к появлению новых семейных традиций способствующих сплочению семьи.
Публикация «Родительское собрание „Счастлив тот, кто счастлив дома“ в подготовительной возрастной группе» размещена в разделах
Информационно-техническое обеспечение: литература по теме, интернет ресурсы, программа Microsoft Power Point.
Материалы и оборудование: мультимедийое оборудование, просторное и светлое помещение, стенд «Солнце», картонные лучики
Пояснительная записка:
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Логика проведения:
1 этап: Подготовительная работа
2 этап: Организационный
3 этап: Конкурс рисунков «Самая лучшая семья»
4 этап: Подготовка рассказ «О традициях»
5 этап: Детско-родительская встреча (разминка, беседа о традициях, обмен традициями разных семей в виде презентации)
6 этап: Представление результатов анкетирования родителей на тему : «Семейные традиции».
7 этап: Акция «Солнце семейных традиций», рефлексия.
I этап: Подготовительный :
1. За неделю раздать приглашения родителям в виде открытки с темой родительского собрания.
2. Празднично украсить группу.
3. Провести анкетирование родителей на тему : «Семейные традиции».
4. Обобщить результаты анкетирования.
II этап: организационный этап:
1. Развесить плакаты с надписями:
- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. дэ Сент-Экзюпери);
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Толстой).
2. Подготовить столы для поведения собрания.
3. Оформить тематическую выставку книг и журналов о проведении детских праздников, подборки игр, затейливые пригласительные билеты.
III этап: Конкурс рисунков: «Самая лучшая семья»
Накануне проведения встречи родители вместе с детьми выполняют следующие задания: Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми нарисовать портрет своей семьи - самой лучшей семьи на свете, а на обратной стороне рисунка написать рассказ о своей семье. Из рисунков оформляется групповая книга. Если в дошкольном учреждении есть психолог, то он может поработать с отдельными рисунками (по рисунку можно много узнать о самом малыше и об обстановке в семье).
IV этап: «Рассказ о традициях»
Родителям вместе с детьми предлагается подготовить рассказ о традиции своей семьи (описать в любом жанре).
Принести интересные фотографии из жизни своей семьи, придумать к ним интересные названия или четверостишия. Далее все фотографии объединяются в несколько групп и создаются фотогазеты на темы: «Наша дружная семья», «Творческая семья», «Спортивная семья», «Знающая правила дорожного движения семья», «Любящая домашних животных семья» и т. п. Можно предложить родителям самим оформить фотографии в виде небольшой фотогазеты, презентации, фильма.
V этап: Детско-родительская встреча :
1. Вступительное слово
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
2. Разминка
Вариант 1. «Предмет моего детства».
На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Вариант 2. «Объединить объекты в систему».
Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом (семья» и раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
Вариант 3. Интересный вопрос. Воспитатель предлагает родителям
поговорить о том, какая семья им больше всего нравится. Далее родители описывают как должна выглядеть эта супер семья! Как должны говорить члены этой семьи и какое у них всегда должно быть настроение?
Что бы вы делали по-другому?
Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи?
Какое у вас будет настроение?
Как вы будете выглядеть?
В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя его.
3. Проведения беседы: с использование проектора в виде презентации
По окончании презентации в зал приглашаются дети. Родители вместе с детьми представляют семейную традицию выбранную и подготовленную заранее. (см. этап 2)
VI этап: Представление результатов анкетирования родителей «Семейные традиции».
VII этап: «Солнце семейных традиций».
Перед родителями выставляется эскиз стенда - Солнце и солнечные лучики.
«У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, напишите традиции своей семьи на солнечном лучике. А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку, посмотрите, как оно засияло».
Рефлексия: В заключение встречи предлагаем прием «Чудесная сумка». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня традиций разных семей.
1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
2. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров и музеев.
3. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
4. Начать собирать коллекцию.
Мероприятие можно приурочить ко Дню семьи, любви и верности
Используемая литература:
1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
2. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
4. Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.
5. Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.
6. Журналы «Ребенок в детсом саду» 2001-2008 гг.
Приложение.
Анкета на тему: «Семейные традиции»
1. Как вы считаете должны ли быть в семье свои традиции?
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
4. Каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
5. Какой труд объединяет вашу семью?
6. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?
7. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые занимающиеся воспитанием ваших детей?
8. Что хорошего (плохого) приносит ваш ребенок из детского сада?
9. Организуется ли специально в вашей семье деятельность ребенка?