Секова Олеся
Конспект родительского собрания «Роль народной педагогики в воспитании ребенка» нетрадиционная форма проведения
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль народной педагогики в воспитании ребенка»
(нетрадиционная форма проведения)
Подготовила и провела : Секова О. С.
(воспитатель средней группы)
Публикация «Конспект родительского собрания „Роль народной педагогики в воспитании ребенка“ нетрадиционная форма проведения» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель: Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
2. Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.
Ход собрания
1. Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании. Тема нашего собрания : «Роль народной педагогики в воспитании ребенка».
Нельзя представить себе народную педагогику не услышав голоса народа, а голос народа отражён в памятниках народной мудрости : эпосы, легенды, пословицы, загадки, поговорки, сказания, песни, назидания.
Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков.
Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Наше родительское собрание продолжается и мы проведем его в виде конкурсной программы. Я не случайно поставила так столы. Тем самым вы сами разделились на команды.
Названия команд соответствуют нашей теме
Я предлагаю окунуться в прошлое. В каждой деревне проходили колядки, где в каждом доме имелись свои приметы, на посиделках пели хороводные песни, частушки.
Вот одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Задание№ 1: «Спой колыбельную»
Я думаю, когда ваши родители были маленькими детьми их родители пели колыбельные песни укладывая дочку или сыночка спать. Когда вы были меленькие вас тоже укладывали колыбельной песней. И вы своих детей тоже укладывайте колыбельной песней. И это переходило и переходит из поколения в поколение. И что бы не нарушать традицию, я предлагаю вам показать как вы укладывайте своих деток спать. Надо на кукле показать как вы это делаете.
Задание № 2: «Собери и узнай сказку»
Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
-Я вам раздам конверты. В каждом находятся фрагменты двух сказок. Вам необходимо каждому взять по фрагменту и собрать пазл и угадать сказку. Чья команда справиться первая, та получает бал.
Задание № 3 «Игра на музыкальных инструментах»
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры.
Я вам предлагаю сыграть на музыкальных инструментах на которых играли в старину. Под вашим стулом лежит определенный инструмент. Давайте представим как на них играли предки и с играем под музыку.
Задание № 4: «Узнайте пословицы и поговорки»
Одним из средств народной культуры являются пословицы.
«Пословицы - это речевые самородки и самоцветы»- писал Д. К. Ушинский.
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения
Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Вам необходимо расшифровать их. (читаю по очереди)
1. Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозелёных деревьев. (В трёх соснах заблудился)
2. Два рода трав семейства крестоцветных одинаково горькие на вкус. (Хрен редьки не слаще.)
3. Допущенный на засаженный участок земли представитель мелкого рогатого скота гарантировано употребит в пищу все овощные растения семейства крестоцветных. (Пусти козла в огород, он всю капусту съест).
4. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства. (Знает кошка, чьё мясо съела).
5. Цена ещё ниже, чем у приготовленного на пару корнеплодного растения семейства капустных. (Дешевле пареной репы).
6. Семясодержащие органы растения, к которым нет доступа, обязательно приобретают сахарный вкус. (Запретный плод сладок).
7. Перенёсшая шок представительница семейства вороновых испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями без главного ствола. (Пуганая ворона куста боится).
8. Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползёт, как черепаха)
9. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострит свой орган обоняния. (Комар носа не подточит)
10. Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).
11. Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. (Кто старое помянет, тому глаз вон).
12. Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжениям. (Сердцу не прикажешь)
Задание № 5: «Зашифрованные загадки»
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа.
Я предлагаю вашему вниманию зашифрованные загадки. Необходимо прочитать загадку, а потом сказать ответ.
1. Возле бочки катаются клубочки (свинья и поросята)
2. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает (овца)
3. Не зверь, не птица, а нос как спица (комар)
4. Хвостиком виляет, зубастая, но не лает (щука)
Задание № 6:«Потешка - пантомима»
Русские народные потешки – это особенный жанр устного народного творчества. Зарифмованные короткие истории, стишки и песенки сочетаются с простыми движениями. В этом и состоит вся прелесть потешек: их можно рассказывать деткам с самого раннего возраста. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребёнок тренирует память и мелкую моторику, запоминает названия частей тела, животных и многое другое.
Сейчас попробуем с помощью пантомимы показать потешку.
1. Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
2. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!
3. Гуси, гуси!
-Га-га-га
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
4. Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.
2. Подведение итога.
3. Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.
Предлагаю Вашему вниманию короткую, но очень важную
притчу о воспитании детей.
Урок бабочки.
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей.
Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.