Ирина Бивол
Родительское собрание «Речь — особенности и трудности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Задачи:
• познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей старшего дошкольного возраста, методами и приёмами её развития;
• познакомить с профилактикой речевых нарушений;
Публикация «Родительское собрание „Речь — особенности и трудности“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
• способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход собрания.
Вступительная часть.
1 часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развития речи наших детей и профилактика нарушений речи»
Давайте вспомним: Что такое речь? (вопрос к родителям)
«Речь – это что либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т. е. назначение речи – быть средством общения.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи.
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть:
• Грамотной
• Понятной
• Выразительной
• Осмысленной
• Богатой
А что же получается на самом деле!
Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Вопрос родителям:
С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой? (Ответы родителей)
Недостатки развития речи детей:
• Односложная состоящая из одних простых предложений речь
• Недостаточный словарный запас
• Неумение составлять правильные предложения,
• Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему
• Пересказать текст
• Речь не выразительна
• Плохая дикция
• Нарушенное звукопроизношение
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.
Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание.
Я вам покажу несколько упражнений, которые можно проигрывать с детьми дома.
а) Задувание в стаканчики.
б) Прокатывание теннисного шарика по дорожкам (между счетными палочками, веревочкой).
в) Вертушки.
Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. (счетные палочки, пуговицы, массаж)
Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.
Я приглашаю вас поиграть в игры на развитие грамматического строя речи.
«Один и много»
Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.
Пример: стол – столы, шапка – шапки.
«Посчитай-ка (от 1 до 5)»
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.
«Чего не стало?»
Предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)
«Измени предложение»
Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.
Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, Они едят суп
«Назови ласково»
Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»
Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек
Как вы помните, фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.
Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и вам очень рекомендуем следующие задания.
Игры на развитие фонематических процессов:
«Подумай, не торопись»
Придумайте слово, которое начинается на звук …
«Назови последний звук в слове»
Наглядный материал: картинки (автобус, дом, стол, стул, самовар, бегемот и др.)
«Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши.
Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…;
С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…;
Л – лопата, кора, слова, плов…
«Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.. .
Ш – шапка, кошка, душ;
С – солнышко, паста, нос;
Ч – чайник, кочка, ночь;
Л – луна, полка, стул;
Р – паровоз, пар, роза;
П – пол, лапка, стоп;
К – сокол, лак, крыша и т. п.
Звукопроизношение
Произнесение различных чистоговорок и скороговорок служат тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом, темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)
Чистоговорки:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – ягоды в лесу.
Скороговорки:
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
Тише, мыши, кот на крыше.
Заключительная часть
Игра с родителями.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи детей всем желающим в игре – эстафете. «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…»
Рекомендации для родителей:
В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам. (логопеду, психологу, невропатологу)
В третьих: чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!
Подведение итогов.
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.