Светлана Трапезникова
Родительское собрание «Ребенок идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Ребенок идет в школу».
Сам того не подозревая, первоклассник вступил на трудный путь – путь обучаемости, который в корне отличается от того предыдущего периода в жизни, когда он беспечно жил, общаясь со сверстниками по средствам игры. Этот новый период является сложным и для детей, и для родителей и для учителей. О том, в какой степени подготовленности ребенок должен подойти к этой ступени, велся разговор на занятиях «Родительской грамматики». Первый класс школы – один из наиболее важных и сложных периодов в жизни ребенка. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации:
Публикация «Родительское собрание „Ребенок идет в школу“» размещена в разделах
-изменяется привычный стереотип поведения,
-возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных, физических и других сил.
При поступлении детей в школу проводится педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению.
В результате чего выявлено: (приводятся результаты)
На ребенка влияет комплекс новых факторов:
-классный коллектив;
-личность педагога;
-изменение режима дня;
-непривычно длительное ограничение двигательной активности;
-появление новых (не всегда привлекательных) обязанностей.
Принять все эти аспекты, влиться благополучно в новую жизнь школьника, мягко преодолеть навалившиеся трудности, не навредив при этом своему здоровью – значит, адаптироваться. Адаптированный ученик
-это успешный ученик, это школьник, который развивается в гармонии;
-это ученик, у которого развитие соответствует особенностям данного периода. Начнем с того, что дети допущены медиками до обучения в общеобразовательной школе – следовательно, физическое здоровье детей в норме. Значит, все у наших детей должно получиться.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный период, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, ни неделя требуется для того, чтобы малыш адаптировался в школьном социуме по-настоящему. Выделяются три фазы адаптации:
Генерализованная реакция – когда в ответ на новые воздействия практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2 – 3 недели. ( Наблюдается: повышенная мотивация, активизация мыслительных процессов, основанных на уже имеющемся жизненном опыте детей, проявляется повышенный интерес).
Неустойчивое приспособление - когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на непривычные воздействия. Происходит мобилизация внутреннего потенциала ребенка : он находит пути преодоления появившихся трудностей; варианты решения новых, ранее не встававших перед ним задач. Проявляется «САМ» ребенка. Относительно устойчивое приспособление. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5 -6 неделе обучения. (Ребенок знает как поступать). Адаптация далеко не у всех детей происходит безболезненно. У некоторых детей она, к сожалению, не наступает совсем и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая и ведет к серьезным последствиям.
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения. Иначе говоря, отсутствием «школьной зрелости». Недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, социальная незрелость, неумение общаться со сверстниками.
«Проблемы ребенка» в обучении, в поведении. Как вы считаете, нужно ли психолого – педагогическое наблюдение за развитием вашего ребенка? Я не зря задала этот вопрос. Для того, чтобы социализация вашего малыша в школе и приобретение ребенком статуса «школьник» было благополучным, существует целый блок служб:
-социальная,
-психологическая,
-медицинская,
-педагогическая,
-через школу «Интеллект» логопедическая.
Цель этих служб: сопровождение ребенка в процессе обучения. Не наказание, не «гнобление», а стимулирующая помощь.
Остановлюсь только на психологическом направлении.
- Работа по наблюдению детей началась еще с д/с психологами дошкольных заведений.
- Тестирование с элементами игры в дошкольный период по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», авторами которой являются кандидаты психологических наук Наталья и Михаил Семаго проведена при поступлении в школу.
С результатами диагностики вы все были ознакомлены по окончанию подготовительных занятий. Даны необходимые консультации.
- Следующий этап – посещение уроков в первых классах.
Цель: отслеживание психологического компонента:
-психологический климат на уроке;
-взаимопонимание, взаимодоверие (т. е. взаимоотношения: учитель + ученик, ученик + учитель);
-эмоциональный окрас урока;
-активность учащихся на уроке, увлеченность учебным процессом.
-справка о посещении уроков;
-любое наблюдение должно иметь подтверждение – диагностика.
Проведен «Цветовой тест» (уровень 1-2 фазы адаптации)
(Итоги диагностики)
Обобщение:
Показателем адаптированности ребенка является соответствие «Психолого – педагогическому статусу первоклассника», с которым вас познакомят классные руководители на ваших родительских встречах.
«Только с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский