Светлана Курлыкова
Родительское собрание «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте.
Цель: Познакомить с понятием Дисграфии и её профилактикой в дошкольном возрасте.
Задачи: - обозначить проблемы, возникающие при письме у первоклассников;
- разъяснить причины возможных нарушений письменной речи;
-дать рекомендации по предупреждению дисграфии.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал,, бумага, карандаши, ручки, тестовые таблицы.
Ход собрания:
1. Ввод в тему (сценка).
Публикация «Родительское собрание „Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
–Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Проводить ее будем мы: Коренкова Марина Александровна, учитель логопед группы детей с ТНР, Курлыкова Светлана Николаевна, учитель-логопед группы для детей с ЗПР.
-И прежде чем начать наше собрание, предлагаем вам прослушать небольшой диалог.
Встретились две мамочки, дети которых посещали одну группу детского сада. В дошкольном возрасте у одного ребенка было чистое звукопроизношение, а у другого были нарушения. Дети отучились в первом классе, и перешли во второй.
- Здравствуй, Татьяна! Давно не виделись. Как у Паши дела в школе?
-Привет, Маша! Да как тебе сказать. Вот иду со встречи с учителем. Представляешь, у моего ребенка проблемы с русским языком. Пишет как курица лапой, да еще с кучей ошибок. В первом классе было вроде бы ничего, а тут просто беда. Думала репетитора искать, но учитель говорит, что у него дисграфия и тут нужен логопед. Как так, в детском саду проблем со звуками не было, все выговаривал, а теперь логопед нужен. Я вся в панике. Не знаю, что делать. Может все еще наладится. Это всего лишь второй класс. Как думаешь?
- А мы с середины первого класса уже у логопеда занимаемся. Ведь в детском саду, помнишь, Саша не все звуки говорил. Я еще тогда подумывала обратиться к логопеду, но родственники отговорили. Сказали, что все само рассосется, пойдет в школу и все придет в норму. Муж тоже в детстве плохо говорил, и ничего, обошлись без логопеда и в школе учился нормально. Вот я их и послушала. А в школу пришли: буквы путает, пропускает, не дописывает, слова пишет слитно, читает с трудом. Обратились к логопеду и вот теперь занимаемся… Нагрузка на ребенка большая и школа, и логопед, и дома все это нужно закреплять, времени много упустили. Очень жалею, что послушала родственников. Я думаю, что если появились проблемы и учитель говорит надо идти к логопеду, то не раздумывай, сходи на консультацию.
А вы как думаете? Как поступить мамочке?
-Исходя из нашего диалога тема собрания : «Профилактика дисграфических ошибок в дошкольном возрасте» .
На нашей с вами встрече мы поговорим о том, что такое дисграфия. Расскажем о причинах ее возникновения, чем она опасна, какие виды дисграфии существуют. Также попрактикуемся определять виды дисграфии, рассмотрим способы предупреждения дисграфических ошибок и попрактикуемся в подборе профилактических упражнений.
Ведь предупрежден, - значит вооружен!
2. Знакомство и запрос. Чтобы наша с вами работа была максимально продуктивной, предлагаем разделиться на команды. Загляните под стул, достаньте карточку определенного цвета и разделитесь на команды.
- И теперь, нам бы хотелось, с вами познакомиться и услышать ваш запрос: Что хотите узнать и получить от нашей с вами встречи согласно теме.
(Сбор запросов)
Что же такое дисграфия? Мы думаем, вы неоднократно слышали этот термин! На экране вы видите несколько вариантов определений, в течение двух минут посовещайтесь командами и выберите на ваш взгляд подходящее определение дисграфии. Обоснуйте ваш выбор.
(работа в командах) (слайд 2)
Определение дисграфиии (слайд 3)
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, не связанное с применением грамматических правил родного языка.
Из определения мы с вами поняли, что дисграфия – это нарушение письменной речи, которая формируется на базе устной речи.
-В каком возрасте формируется устная речь?
Совершенно верно, в дошкольном возрасте у ребёнка активно формируется и развивается устная речь. На выходе из дошкольного возраста речь ребёнка приближена к речи взрослого.
Мы предлагаем вам пройти небольшой тест. Возьмите листочки с таблицей. Отметьте знаком плюс. если у вашего ребенка все в норме и знаком минус, если есть проблемы. Ставите пол плюса, когда нарушение частично. Таблицу вы заполняете для себя. Никому показывать её не нужно.
Вопросы теста. СЛАЙД 4
- В норме у ребенка все психические процессы (Ребенк хорошо запоминает тексты, стихи, Развито слуховое и зрительное внимание и восприятие, может составлять логические цепочки, группиривать предметы по определенным признакам);
- Правильно произносит все звуки речи;
-Развиты фонематическое восприятие и фонематический слух;
-Владеет элементарными навыками звукового, слогового анализа и синтеза;
- Использует в речи все части речи. Обобщения, антонимы, синонимы;
-Понимает и употребляет простые и сложные предлоги;
-Согласует части речи в роде, числе и падеже;
-Сформирован навык словообразования;
-Использует в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
- пересказывает и составляет небольшие тексты.
- Высказывает свое отношение к героям прочитанного произведения.
Посмотрите на результаты теста. Что увидели? Что чувсвуете, глядя на результаты? Поделитесь своими чувствами в команде. Даем вам на это три минуты. Может кто-то хочет высказаться на круг?
Если Развитие всех сторон речи в норме, то это позволяет ребёнку перейти к более сложному виду речи – письменной.
Вот с этим будем разбираться. Так как же формируется письменная речь? Слайд 5
Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.
При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как:
- мышление,
- память,
-внимание,
-воображение,
-речь внешняя и внутренняя.
Но, при овладении письменной речью ребенку необходимо взаимодействие определенных анализаторов (органов чувств)
Каждой команде нужно выбрать анализаторы, которые, на ваш взгляд, будут задействованы при письме.
– речедвигательный, языкодвигательный, губомоторный, моторнодвигательный, слуховой, фонеморазличительный, уходвигательный, зрительного, глазодвигательный, зрительновосприимчивый, рукодвигательный, пальцедвигательный. пальцедержательный
Поэтому психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов:
– речедвигательного,
-слухового,
-зрительного,
-рукодвигательного.
А вот теперь мы объединим психические процессы и анализаторы воедино рассмотрим психофизические компоненты письма. слайд 6
Приготовьте свою тест-таблицу. В ходе нашей работы она вам понадобиться.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
- Акустический (услышать и выделить звук). Если ребенок не слышит, не выделяет звук в речи, то как правило в письменной речи он пропускает, заменяет буквы на другие.
Как вы думаете, что за это отвечает?
- Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков). Если у ребенка нарушено звукопроизношение, то ребенок пишет так, как говорит.
Как вы думаете, что за это отвечает?
- Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки). Если у ребенка несформировано зрительное восприятие, то ему трудно запомнить и воспроизвести графему.
Как вы думаете, что за это отвечает?
- Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация. Если у ребенка трудности с пространственным гнозисом, то ему трудно удерживать в памяти графические символы букв и правильно их между собой соединять.
Как вы думаете, что за это отвечает?
- Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил. Если у ребенка остались лексико – грамматические нарушения, отсутствует языковое чутье, то как правило ребенку сложно грамматически правильно воспроизводить слова. Это выражается в неправильном согласовании и управлении слов в предложении.
Как вы думаете, что за это отвечает?
Внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Именно поэтому мы взяли этот тест и постоянно к нему возвращаемся, чтобы вы поняли, что в оставшееся время до школы, у ребенка нужно подкорректировать и довести до нормы.
По своему тесту вы поняли, что у ребенка может быть нарушен один какой - либо психофизический компонент письма, либо это может быть целый комплекс.
В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические, социально-психологические.
Биологические причины.
Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе письма. При наличии органического повреждения головного мозга, дисграфии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
Социально-психологические причины.
К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность и т. д.
- завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности;
- возраст начала обучения грамоте (индивидуально);
- методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).
Состояние психологической дезадаптации обычно возникает при сочетании этиологических факторов с неблагоприятными микро- и макро социальными условиями.
Исходя из всего сказанного можно уже предположить, что сочетанность разных факторов может привести, в будущей школьной жизни, к дисграфическим ошибкам.
Предлагаем вам рассмотреть четыре вида дисграфии.
- Артикуляторно – акустическая. Фонематическая.
-Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- Оптическая дисграфия.
Аграмматическая дисграфия.
Как вы думаете, с чем связаны эти ошибки, что у ребенка не сформировалось в устной речи?
Фонематическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
Например, дети не дифференцируют звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости, не различают гласные и согласные звуки, свистящие и шипящие и т. д.
Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение звукового, слогового анализа и синтеза слов, нарушения структуры предложений.
Характерные ошибки :
1. пропуски согласных;
2. пропуски гласных;
3. перестановки букв;
4. добавления букв;
5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
6. слитное написание слов;
7. раздельное написание слов;
8. слитное написание предлогов с другими словами;
9. раздельное написание приставки и корня.
Этот вид дисграфии может проявлятся частично: только в нарушениях звукового анализа и синтеза, либо слогового анализа и синтеза, либо в нарушении структуры предложения.
Оптическая дисграфия - это стойкое, специфическое нарушение письма, обусловленное неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой. В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфии чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов.
Основой работы является изучение и закрепление правил с использованием алгоритмов.
А сейчас мы предлагаем Вам себя проверить, Сможете ли вы в тексте заметить эти специфические ошибки.
Задания командам. (практическая работа)
Каждой команде дан текст. В течении пяти минут нужно прочитать текст и найти обозначенные специфические ошибки.
Посмотрите на экран и определите, к какому виду дисграфии относятся ваши ошибки.
_Поделитесь, легко ли Вам было выполнять это задание?
Теперь мы переходим к практической части. Мы с вами поиграем. Разберем приемы, которые помогут предупредить дисграфические ошибки.
Фонематическая дисграфия
Клиническая симптоматика этого нарушения проявляется в трудностях концентрации и распределения внимания.
Что нужно делать, чтобы предотвратить данный вид дисграфии?
Мы как логопеды начинаем работу с уточнения артикуляции– положения губ, языка и характеристики звуков: гласный - согласный, твёрдый - мягкий, глухой – звонкий.
Необходимо ребёнка научить слышать, выделять заданные звуки в звуковом, слоговом рядах, в словах, словосочетаниях и предложениях.
Игры: «Назови первый и последний звук в слове» В МЯЧ
«Придумай слово на заданный звук» ЦЕПОЧКА
«Определи место звука в слове» КАРТИНКИ
«Разложи картинки»
«Работа с движениями» РУКИ и ТЕЛО
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Примерные задания:
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ван, ут. а, лу. а, б. нокль.
4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па-(пар) па- -(парк) па- - -(паром) па---(паруса)
8. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;
19. Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).
20. Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
«Посчитай слова в предложениях»
«Составь схему к предложению»
«Придумай предложения к данной схеме или с заданными словами»
Задания командам - карточки
Оптическая дисграфия
Примерные задания:
«Назови изображения»
«На что похожа буква?»
«Обведи все правильно написанные буквы»
«Допиши буквы».
«Вставь пропущенные буквы»
«Вычёркивание смешиваемых букв».
Задания командам - карточки
Аграмматическая дисграфия
Основой работы является изучение и закрепление правил с использованием алгоритмов.
Примерные задания:
«Посчитай слова в предложениях»
«Составь схему к предложению»
«Придумай предложения к данной схеме или с заданными словами»
«Изменение существительных по родам»
«Согласование существительных с прилагательными».
«Согласование существительных с прилагательными».
«Составь предложения по схемам с опорой на картинки»
«Работа с предлогами (Вставь, подбери нужный предлог)»
Чтобы закрепить полученный опыт, предлагаем вам выполнить практическую работу.
Задания командам - карточки
Практическое задание – выполняется в командах.
- Перед вами список игр, упражнений. Ознакомьтесь с ним и подчеркните только те упражнения, которые необходимы для профилактики данного вида дисграфии. (Каждой команде дается определенный вид дисграфии)
-Легко ли было выполнять работу? Какие чувства возникали?
Итог – обратная связь.
Получили ли вы ответ на свой запрос?
Поделитесь своими чувствами.