Ирина Трубаева
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? Воспитание в семье и детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход собрания:
- Рада приветствовать всех собравшихся. На занятиях психолога с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу в нашем кругу перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на собрание.
Публикация «Родительское собрание „Знаете ли вы своего ребенка? Воспитание в семье и детском саду“» размещена в разделах
Родители – именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Хорошие родители готовы вкладывать время, силы, деньги в то, что принесет ребенку пользу.
Сегодня наше собрание пройдет в форме тренинга, что поможет нам лучше узнать своих детей и друг друга. Итак, первое задание «Имя». Нужно записать имя своего ребенка в вертикальный столбик. Затем к каждой букве имени подобрать позитивную, радостную характеристику малыша. Если в имени две или три одинаковые буквы, необходимо найти на каждую разные слова. На работу вам дается 5 мин, а затем мы послушаем, что у вас получилось.
- Здорово! Как много эпитетов вы смогли подобрать для своих малышей!
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
- Ваш ребенок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизни, наверняка вы знаете всех детей группы. Итак, сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный и любознательный. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечайте, за каждый правильный ответ, получаете жетон с улыбкой. Кто получит больше всего жетонов, тот и будет считаться самым внимательным и любознательным.
• Кто самый старший в группе? • Кто самый младший в группе?
• Кто у нас в группе с кудряшками? • Кто любит наряжаться?
• Кто часто приносит в детский сад книжки? • У кого самые длинные волосы?
• Кто самый любознательный? • Кто любит собирать камешки и ракушки на участке?
• Кто больше всего любит играть с машинками? • Кто очень любит играть с кубиками?
• Кто дольше всех засыпает?. Кто умеет самостоятельно полностью раздеваться и одеваться?
. На чьем шкафчике нарисован одуванчик?. Какое имя чаще всего встречается среди девочек нашей группы?
. Кто больше всех любит поезда?. Кто на Новый год был в костюме ежика?
Подведение итогов блиц - опроса.
Для того, чтобы повысить интерес родителей к жизни детей в детском саду и запечатлеть в памяти лучшие моменты, предлагаю создать фотоальбом нашей группы и вести его до самого выпуска. Так ребята и родители смогут проследить все этапы развития, взросления и изменения своей внешности, успехов, умений, творческих способностей.
- Взаимоотношения в семье - сложный вопрос. В первые годы жизни родительское окружение является для ребенка своеобразной моделью мира, и то насколько комфортно, тепло и безопасно малышу в семье, определяет, каким в будущем окажется отношение к реальному миру. Одним из показателей благоприятного климата в семье является то, как члены семьи обращаются друг к другу. Таким образом, чтобы пополнить арсенал средств общения в семье, предлагаю следующее задание. Оно называется «Ласковое имя». Вы должны вспомнить и написать, какими ласковыми именами называете друг друга в семье, можете придумать что-то новое. На задание дается 5 минут. По прошествии 5 мин родители зачитывают то, что у них получилось.
- Вот видите, как много ласковых и нежных слов есть для общения с ребенком и близкими. А, главное, малыш будет уверен, что любим!
Конечно же, ласковые слова не являются гарантией мира и взаимопонимания в семье. Часто между малышом и родителями возникают конфликты, которые заканчиваются слезами, истерикой со стороны ребенка,и раздражительностью со стороны мам и пап. У вас были такие ситуации? Приведите примеры. (выслушиваются ответы родителей).
- Вы спросите, как же избежать таких ситуаций? Отвечу, что человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Но стоит помнить, что тому, как строить конструктивные отношения с ребенком, можно научиться. А как научиться нам даст советы психолог нашего детского сада Ворончихина М. В.
Выступление педагога-психолога Ворончихиной М. В.
Во-первых, нужно принять ребенка. Это значит, что за малышом признается право быть таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь».
Во- вторых, ребенку должны прививаться понятия «хорошо» и «плохо». Наш опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся тенденции к свободному воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. То есть можно все, лишь бы не повредил своему здоровью! Но психологи утверждают, что выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь самому малышу. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делает окружение более стабильным, а значит более безопасным.
В-третьих, принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Поступая таким образом, мы разрушаем и без того не стойкую и гибкую картину мира ребенка. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия по поводу воспитания и реакций на поведение ребенка у различных членов семьи – явление распространенное. Но стоит помнить, как заповедь, ребенок не должен знать об этих разногласиях. Никогда не стоит обсуждать вопросы воспитания при ребенке ли давать ему повод понять, что если мама что-то не разрешила, то надо обратиться к папе.
В-четвертых, не забывайте отмечать любые успехи ребенка, пусть минимальными, пусть представляющиеся естественными и само собой разумеющимися для нас взрослых. Наше внимание к достижениям ребенка закладывает основы будущей самооценки, уверенности в себе. Важно помнить, что замечать, поощрять стоит именно реальные результаты.
В-пятых, банальная заповедь о воспитании собственным примером. Подражание ребенка родителям предполагает неосознанное копирование тех моделей поведения, которые имеет малыш перед глазами. Так что не стоит удивляться, если ребенок «не слышит» наши правильные и хорошие слова, а ведет себя так, как нам совсем не хочется. Остановитесь и оглянитесь… Ждете от ребенка аккуратности – подумайте о том, как развито это чувство у членов семьи.
В-шестых, одним из важнейших умений в построении диалога является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения сообщенных чувств и желаний. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем : «Я расстроился», «Твое поведение тревожит меня» или «Я тревожусь о тебе». Использование «Я-посланий» («я переживаю за тебя», «я волнуюсь в связи с твоим поступком») разделяет поступок ребенка и наши чувства по этому поводу и, следовательно, оставляет больше возможностей для конструктивного диалога.
Еще одним психологическим приемом в речи является следующее: при обращении к ребенку модальность долженствования свести к минимуму. То есть мы часто говорим: «Ты должен слушаться, ты должен покушать, поспать, не должен баловаться, не должен кричать и т. д.» Почти нет обращений на модальности возможного: «Ты можешь…», «Тебе интересно…», «Ты знаешь…»
Так что предлагаю потренироваться в составлении психологически правильных фраз: тренинг «Я- послание…» Например, я говорю фразу: «Ты меня расстроил своим плачем!», а вы измените ее на : «Я расстраиваюсь, когда ты плачешь»
1. Ты должен хорошо кушать. – Если ты будешь хорошо кушать, у
тебя будет много сил и ты быстрее вырастишь
2. Ты обидел меня своим поведением. –Мне обидно за твой поступок.
3. Ты должен слушаться старших. –К советам старших полезно прислу-
шиваться.
И, наконец, еще правило, о котором нужно помнить всегда: каждый раз, когда ребенок совершит что-то, не заслуживающее одобрения, мы можем и должны высказать свое отношение к ситуации. Однако это всегда должно быть порицание поступка, формы поведения, а не ребенка в целом. Плохим может быть поступок, неумело выполнено задание, неаккуратно причесаны волосы…
Итак, если вы будете придерживаться этих нехитрых правил, ваш диалог с ребенком станет более результативным.
С чем у вас ассоциируется нахождение ребенка в детском саду? (ответы родителей). Предлагаю создать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». (Участники делятся на 2 команды, каждая из которых с помощью подручных средств: журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и др., создает коллаж)
В итоге нашего собрания хочется сказать, что найти баланс между заботой и гиперопекой, предоставлением свободы и игнорированием, помогать, ребенку осознавать границы и нормы допустимого, но выставлять только разумные ограничения – мечта каждого хорошего родителя. Помочь ответить на эти сложные вопросы и стать истинным помощником в развитии собственного ребенка может не только любовь к нему, но и разумный подход к тем задачам, которые он решает на определенном этапе своего развития.
Успешно справиться с этой ситуацией можно при выполнении минимум двух условий. Первое из них – осознание и признание своих собственных ограничений, тех, которые мы привели в качестве примера. Всегда важно помнить, что дети не рождаются на свет добрыми или злыми, такими они становятся, и корни всегда следует искать в родительской семье. Второе – просто знание о том, что на каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки поведения и самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. И наша взрослая задача – «сопровождать», быть рядом. Чтобы не ограничиваться призывами, мы приводим конкретную информацию о задачах возраста.
ЗАДАЧИ ВОЗРАСТА
Младший дошкольник (от 3 до 5 лет) :
- развитие речи как инструмента общения и условия развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка;
- развитие инициативности и активности окружающего мира (возраст «почемучек»);
- первые шаги в освоении социальных, семейных, профессиональных ролей (игра в «магазин», «парикмахерскую», «дочки – матери», «шоферы» и тд.);
- активное фантазирование и проявление творческих способностей.
В итоге хочется рассказать о том, каких успехов мы уже достигли в воспитании детей, как прошло наше лето, и к чему мы будем стремиться в новом учебном году (показ презентации «Наше театральное лето»)
А теперь я хочу повторить упражнение «Мое настроение», которое мы использовали в начале нашего тренинга и узнать, изменилось ли ваше настроение в процессе работы. Итак, покажите свое настроение.