Елена Кучерова
Родительское собрание «Педагогический потенциал семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Кировская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Педагогический потенциал семьи»
Воспитатель
Кучерова Е. В.
Город Киров
2020 год.
Публикация «Родительское собрание „Педагогический потенциал семьи“» размещена в разделах
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и степень образованности родителей, в значительной мере определяют жизненный путь ребёнка. Это положение в большей степени относится и к ребёнку с нарушением слуха. Не имея полноценного словесного общения, а значит не имея возможности усваивать социальный опыт информационным путём, ребёнок оказывается как бы в вакууме. В интеллектуальном развитии глухого ребёнка, в обретении им способности общения и восприятия окружающего мира огромная роль принадлежит семье, в которой он воспитывается. На ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причём эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который бы не зависел от их семейных условий в настоящем и прошлом. Но обрести социальный опыт ребёнку необходимо в силу его социальной природы. Не имея на вооружении «слова» как оперативного фактора (фактора обмена информацией, опытом, навыками, знаниями, ребёнок вынужден постигать все самостоятельно на уровне ограниченных, утрированных, часто извращённых неполных представлений об окружающем мире, а мир ребёнка – это его семья – микросоциум. Постигать этот микромир, в котором живёт, ребёнок начинает сразу инстинктивно, по мере формирования и развития органов чувств. Поэтому становится понятно, какое огромное воспитательное и развивающее значение имеет семья. Семейные традиции, её ценностные ориентировки, поведенческие линии и социальная ориентация родителей.
Неправильное воспитание в семье (смещение притязания в ту или другую сторону, отсутствие мотивировок, элементарных знаний по воспитанию детей с нарушением слуха) – причина аномального развития глухого ребёнка. Родители, чувствуя своё бессилие, часто прибегают к грубым, непедагогическим мерам, пользуются часто наказаниями, вместо совместной заинтересованной деятельности, тем самым создают почву для развития отрицательных черт характера: капризность, жадность, эгоизм, неуверенность в своих силах, безразличие и т. п., а в конечном итоге – личность, не способную к реализации в жизни. Поэтому социальная адаптация ребёнка в семье – это процесс, который при благоприятном течении приводит личность глухого ребёнка к состоянию, когда взаимоотношения ребёнка и остальных членов семьи дают возможность ребёнку без лишних внешних и внутренних конфликтов быть полноправным и полноценным членом семьи, быть в семье уважаемым, иметь возможность выразить свои способности. Но адаптация в семье не мыслима без постоянной, кропотливой, систематической работы родителей по развитию ума ребёнка. Отсюда следует, что адаптация ребёнка тесным образом связана с проблемой сформированности личности самих родителей.
Но самым главным в адаптации ребёнка является психологический климат семьи. Найти своё место глухому ребёнку очень не просто. Часто он становится лишь объектом материальных забот. Это большая беда родителей. Глухой ребёнок отличается от остальных детей своеобразием в проявлении эмоции, капризничает, быстро и часто впадает в состояние аффекта, в конечном счёте не оправдывает ожидание родителей. На ряду с глухотой развиваются соматические заболевания, нервные и т. п.
Решить эти проблемы родителям помогает школа. Планомерную работу по пропаганде знаний по воспитанию глухого ребёнка в семье ведут специалисты – сурдопедагоги. Самое трудное, требующее специальных знаний – это работа по развитию речи ребёнка с нарушением слуха.
Большая роль в адаптации ребёнка в семье принадлежит психологу. Он поможет родителям разобраться с различными ситуациями, особенностями личности ребёнка, снимать напряжённые конфликтные ситуации.
Социальное воспитание стоит на первом месте. Рассматриваются социальные связи ребёнка, отношение ребёнка с самим собой, с близкими и незнакомыми людьми, с природой, его отношение к труду и культуре.
Основная задача воспитания – компетентно и автономно действовать в настоящей и будущей жизни, уметь рефлексировать своё собственное поведение, мысли, чувства, воспринимать других и взаимодействовать с ними, осуществлять самостоятельно собственную деятельность. Вот такие задачи необходимо выполнять совместно с родителями.