Елена Кокшарова
Родительское собрание «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание " Основы нравственно -патриотического воспитания в семье»
Составила: Кокшарова Е. А
Возрастная группа: старшая
Форма проведения: круглый стол
Цель: активизация взаимодействия педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно - патриотических качеств у детей: уважительного отношения к членам семьи, старшим, семейным ценностям, своему родному краю
- способствовать творческому поиску педагогов и родителей.
-актуализировать знания родителей о родном городе
Предварительная работа:
- изготовление приглашений каждой семье;
- изготовление «Герба семьи»;
- анкетирование родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания ;
- подготовка презентации по теме собрания;
- презентация «Любимый город Каменск – Уральский»
- подготовка интервью с детьми «Я люблю свой город Каменск - Уральский»;
- подбор вопросов к викторине «Знаете ли вы свой город», оформление игры «Ромашка»;
- подбор музыкального сопровождения;
- консультации для родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Материалы и оборудование: проектор, презентация к викторине «Любимый город Каменск – Уральский», гербы семей, видеоинтервью «Я люблю свой город Каменск - Уральский», песня «Родительский дом», игра «Ромашка», конверты с фрагментами пословицами, рисунок многоэтажного дома, желтые круги, черные квадраты для рефлексии.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность родителей,
Планируемый результат
Организацион-ный момент. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.
-Предлагаю, всем участникам круглого стола быть активными, инициативными, придерживаясь следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй. Активизирует внимание родителей
Создает условия для эмоционально-положительного общения Слушают. Сосредотачивают внимание. Организация и настрой родителей на предстоящую совместную деятельность
Определение темы
-. О чем мы с вами будем беседовать, нам подскажут пословицы, которые необходимо собрать из фрагментов воедино. Предлагаю вам разделиться на 3 группы.
(Звучит тихо музыка «Родительский дом»)
Зачитываются родителями пословицы и объясняется их смысл:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
- Сегодня мы с вами поговорим о «Нравственно-патриотическом воспитании детей» Раздает три конверта с фрагментами пословиц. Объясняет задание.
Задает вопросы
Родители делятся на группы и собирают из фрагментов пословицу воедино. Зачитывают пословицу. Объясняют ее смысл. Определена тема
Постановка проблемы (мотивация на совместную деятельность)
В группе было проведено анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание в семье». Сегодня за круглым столом хочется подвести итоги данного анкетирования.
Исходя из ваших анкет, 75% родителей согласны, что патриотическое воспитание нужно в детском саду. 67% родителей считают, что ответственность за это несут как родители, так и педагоги. 30 % родителей не знают, как научить детей любить свою Родину и как воспитать патриотические чувства в душе своего ребенка. Необходима помощь в получении информации по по данному вопросу. Поэтому сегодня за круглым столом мы совместно обсудим и сформулируем некоторые рекомендации, которые помогут вам, уважаемые родители, ответить на возникшие вопросы, касающиеся патриотического воспитания. Как в семье привить ребенку любовь к своей Малой Родине?», «С чего же нужно начать?»
Все рекомендации нашего круглого стола войдут в информационный буклет для родителей нашего Детского сада в виде памятки «Как воспитать маленького патриота своей Родины!»
В образовательной программе Детского сада большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.
Обратим внимание на следующие задачи из программы:
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Представления детей о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира
Формирование первичных представлений об историческом прошлом Родины,
Формирование знаний о государственной символике, о традициях и обычаях своего народа.
Недаром народная пословица гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Какие семена мы вырастим в сердцах и душах наших детей, таких членов нашего общества и получим. Для каждого человека важно иметь твердую почву под ногами быть уверенным в завтрашнем дне. И эта уверенность помогает ему быть успешным и активным. А нравственно - патриотическое воспитание помогает нам дать ребенку эту уверенность, помогает ему делать твердые и верные шаги в будущее. Проговаривает результаты анкетирования родителям.
Знакомит с задачами патриотического воспитания из образовательной программы детского сада в старшей группе.
Обобщает информацию Воспринимают полученную информацию
Внимательно слушают. Актуализируют полученные ранее знания по образовательной программе Детского сада старшей группы.
Выделена проблема
Родители знакомы с задачами из программы по патриотическому воспитанию детей старшей группы.
Родители с мотивированы на активное обсуждение и активную деятельность с педагогом и друг с другом.
Тренинг на возникновение образа Родины.
- Уважаемые родители, что же такое Родина? Каждый понимает это слово по-своему.
Я предлагаю всем закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»
(включается спокойная релаксационная музыка).
- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?
-Таким образом, у каждого из вас возник свой образ Родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира!
Мама и папа, соседи, друзья.
Город любимый, родная квартира,
Бабушка. Садик, котёнок… и я.
- Как вы думаете, где ребенок впервые открывает Родину?
Разговариваете ли вы с детьми на эту тему?
Давайте сделаем вывод, что «чувство Родины» начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Занесем 1 пункт в нашу памятку: Научите детей уважительно относиться к самым близким людям семье (слайд) Предлагает закрыть глаза и представить образ, который вызывает слово «Родина»
Обобщает информацию.
Задает вопросы
Обобщает
Обобщает. Демонстрирует на проекторе слайд с 1 пунктом памятки Закрывают глаза, представляют, ассоциации на слово «Родина».
По очереди выражают собственные суждения, мысли по вопросу.
Выражают свои мысли.
Совместно педагогом обобщают
Осознание понимание образа Родины у родителей
Составлен 1 пункт памятки.
Представление герба семьи
Английский философ Френсис Бэкон сказал: «Любовь к Родине начинается с семьи».
Ведь семья – это маленькое государство, где есть свои традиции, семейные ценности. В каждой семье есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. Для знакомства с семейными традициями в группе был проведен творческий конкурс «Герб моей семьи», в котором приняли участие все семьи без исключения. В создании «Герба семьи» участвовали е все члены ваших семей, я предлагаю каждому из вас рассказать, что вы изобразили.
Рассказы родителей.
- Каждая семья индивидуальна, непохожая на другие. И гербы ваши тоже получились разные. Всех вас объединяет одно слово - "Семья". Именно в семье ребенок учится любить свой город, ценить и уважать жителей города, своих соседей. Учится бережно относиться к тому, что его окружает. Важно, чтобы любимый город в котором проживает семья, предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Давайте внесем еще один пункт в памятку: Чтите семейные ценности и традиции (слайд) Рассказывает, вовлекает в слушание
Побуждает к рассказу.
Обобщает.
Демонстрирует на проекторе слайд 2 Слушают.
Рассказывают о семейных гербах, как эмблеме, символе семьи.
Выражают собственные чувства. Представлены совместные творческие гербы каждой семьи.
Составлен 2 пункт памятки
Просмотр видео интервью рассказов детей «Я люблю свой город Каменск – Уральский».
- Посмотрите, за что же наши дети любят свой город. «Я люблю свой город Каменск – Уральский».
Показывает видео высказывания детей о городе
Смотрят видео интервью. Эмоционально реагируют на высказывания детей. Познакомить родителей с разным уровнем осведомленности дошкольников о своем городе
Викторина на тему "Знаете ли Вы свой город?"
А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о любимом городе.
Я буду задавать вопросы о Каменске-Уральском, на которые вы должны дать ответ. Сравнить правильность ответов мы сможем на слайдах.
Назовите год образования Каменска – Уральского?
Как появился наш город?
Назовите архитектурные памятники, старейшие здания нашего города.
Назовите улицы города, названные в честь выдающихся людей и событий.
Назовите памятники нашего города.
Назовите крупные предприятия нашего города.
Перечислите традиции Каменцев
Что изображено на гербе города и что этот символ означает?
Думаю, что вы многое узнали для себя из этой викторины. И мы снова возвращаемся к памятке, которую мы совместно составляем и вносим следующий 3 пункт: «Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своего города (непохожесть на другие города).
Я думаю, что сегодня за круглым столом мы постарались выделить самые основные рекомендации, которые помогут всем родителям Детского сада сделать первый шаг к приобщению дошкольников к патриотизму.
Буклет с составленной нами памяткой мы выпустим в тираж, и каждый родитель сможет воспользоваться нашими советами и рекомендациями. Задает вопросы о городе Каменск-Уральский.
Инициирует общее обсуждение.
Демонстрирует правильные ответы на слайдах презентации.
Демонстрирует на проекторе слайд 3
Подводит итог
Активно обсуждают и отвечают на вопросы.
Сравнивают правильность
своих ответов.
Внимательно слушают Определение представлений родителей о своём городе.
Расширение родительских знаний об истории города Каменска-Уральского.
Совместно составлен 3 пункт памятки
Открытость Мы с вами живем в одном из красивейших городов Свердловской области. Мы будем продолжать знакомить детей с родным городом. В группе хотели бы создать мини-музей «Любимый город». Поэтому давайте вместе подумаем, что поможет нашим детям лучше познакомиться с родным городом, что можно представить в мини-музее.
Может быть, принесете нам коллекцию фото, где вы отдыхали или гуляли по нашему городу и фотографировались возле памятников? Или изготовите макет достопримечательности Каменска – Уральского. Все ваши семейные гербы мы также разместим, в мини-музей группы. Предлагает родителям дальнейшее тесное взаимодействие через создание мини музея в группе «Любимый город»
Выражают свое мнение, вносят предложения по организации мини-музея в группе Активное дальнейшее взаимодействие с родителями в данном направлении.
Рефлексия Уважаемые родители, перед нами один из красивейших домов нашего города. Предлагаю заселить людей и зажечь семейный очаг в любой квартире. Желтые кружки – это лампочки: если вы считаете, что получили полезную информацию, то зажгите свет в каком – либо окне, а если вам было скучно и не интересно – повесьте на окно шторку (черный квадрат). Спасибо большое за сотрудничество. Подведение итога круглого стола Выражают эмоции посредством действий
Эмоциональные отклики, впечатления родителей о мероприятии
Приложение 1.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
1. Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиций
2. Знание истории своей страны
3. Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины
4. Любовь к семье, обществу, своей стране
2. Нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
1. Да
2. Нет
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
1. Родители
2. Педагоги
3. Родитель и педагоги
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
1. Да
2. Нет
5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
1. Да
2. Нет
6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
7. Как вы считаете, на каком уровне ведется работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?
1. Высоком
2. Среднем
3. Низком
СПАСИБО
8. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
Приложение 2
Назовите год образования Каменска – Уральского? (1701г.)
Как появился наш город (Пётр I обратил внимание на богатый рудами, но совершенно неосвоенный Урал. Руда по берегам Каменки и Исети оказалась настолько хорошей, что земли были изьяты обратно в казну. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода — основы будущего города, 15 октября 1701 был выплавлен первый чугун. Это был первый чугунолитейный завод на Урале.)
Назовите архитектурные памятники, старейшие здания нашего города (Здание конторы Каменского казённого чугуно-литейного завода -сейчас краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина, собор Святой троицы, Церковь Покрова Божьей Матери, Плотина городского пруда).
Назовите улицы города, названные в честь выдающихся людей и событий (улица Г. П. Кунавина, И. В. Абрамова, Лермонтова, Ленина, С. М. Кирова, М. Горького, К Г. Маркса, Площадь Ленинского Комсомола, Улица Бажова)
Назовите памятники нашего города. (памятник И. В. Абрамову памятник Дубынину, памятник Г. П. Кунавину, монумент морякам,природные памятники)
Назовите крупные предприятия нашего города. (Каменск –Уральский металлургический завод, Уральский алюминиевый завод, Синарский трубный завод.)
Перечислите традиции Каменцев. (Ледовые (снежные)городки, Фестиваль Каменск – Уральский – колокольная столица, Карнавал, Зеленая карета – фестиваль авторской песни, кросс Наций, лыжня России)
Что изображено на гербе города и что этот символ означает?
(Серебряный сдвоенный волнистый пояс — символ рек Исети и Каменки, у слияния которых стоит город Каменск-Уральский
Золотая пушка на лафете — символ Каменского казённого чугунолитейного завода, давшего начало городу.
Золотое сдвоенное кольцо — условное обозначение трубы (с торца, символ Синарского трубного завода
Серебряные бруски (из которых средний окрылён полулётом[ — условное обозначение слитков алюминия («крылатый металл», символ Уральского алюминиевого завода
Золотой безант — условное обозначение среза медной проволоки, символ Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов)