Марина Володина
Родительское собрание «Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период»
Родительское собрание на тему «Рекомендации родителям
от учителя-логопеда на летний период»
Дата:
Тема: «Тема: «Рекомендации родителям имеющих детей с ОНР»; «Чем заниматься летом с ребенком».
Цель:
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи – это сложные расстройства речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя.
Публикация «Родительское собрание „Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.
Первый уровень. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, звукокомплексами («ака» - собака, «ись» - кошка, «би-би» - машина). Отмечается многозначность употребляемых слов, когда одним словом ребенок обозначает несколько разных понятий («би-би» - машина, самолет, велосипед). Возможна замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас» - карандаш, рисовать, писать). Характерным является использование однословных предложений. Дети 1 уровня используют жесты и мимику, понимают обращенную к ним речь в хорошо знакомой бытовой ситуации. Звукопроизношение большинства звуков нарушено, отмечается нестойкость в их произношении, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. д.
Второй уровень. Переход ко 2 уровню речевого развития знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, состоящие из трех и более слогов («асина» - машина, «амида» - пирамида, «абака» - собака). Надо отметить, что при произношении таких слов присутствует грубое нарушение звукослоговой структуры и звуконаполняемости слов («тетавик» - снеговик). При использовании грамматических конструкций отмечаются пропуски предлогов, отсутствие согласования существительных с прилагательными и глаголами, смещение падежных форм. Дети одним и тем же словом могут назвать разные предметы, имеющие сходство по форме, назначению и другим признакам (муравей, муха, паук, жук в одной ситуации – одним из этих слов, в другой – другим). У детей со вторым уровнем речевого развития значительно развивается понимание обращенной речи. Звукопроизношение характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящих [ш], [ж], сонорных [л], [л’], [р],[р’] и других звуков. Активная речь состоит из простых предложений из 2-3 слов («Мого уки, оки, нёс» - Я мою руки, ноги, нос.) Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением отдельных предметов или действий.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития. Словарный запас у таких детей увеличивается, но по-прежнему он скудный, часто дети пропускают предлоги, преобладают одни и те же глаголы, отмечается взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный, большой). Появляются первые навыки словообразования – кровать – «кроватулечка», испытывают сложности при образовании прилагательных от существительных («кошкин» хвост, «кирпичевый» дом). Очень много аграмматизмов дети допускают в словоизменении существительных, при согласовании существительных с числительными, прилагательными. Отмечаются недостатки звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Так же страдает звуко-слоговая структура слов в трудных словах. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу, что в последствие не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка с общим недоразвитием речи служит серьезным препятствием для овладения им программой массового детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т. д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи, тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
2. 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития фонематических процессов
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4)
2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков : «к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т. д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1 -O-3)
2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов : го-ло-ва).
5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один, много это уши – а одно, одна конфета – а шесть … и т. д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.) :
3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький, маленькая куколка, а большая,
4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью, воду наливают, а соль …
5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы -, у слонихи -, у овцы - … и т. д.
6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба) и т. д.
7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.
8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз -, ветер -, дождь -… и т. д.
9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т. д.
Упражнения на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т. д.