Кайль Замира Закирзяновна
Родительское собрание «Ежели вы вежливы»
▼ Скачать + Заказать документы
На тему:
Повестка собрания
1. Что означает слово «вежливый».
2. Работа с картинками.
3. Микрофон искренности.
4. Средства, способствующие воспитанию культуры поведения.
5. Словарь добрых слов.
Публикация «Родительское собрание „Ежели вы вежливы“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания
(Родители проходят в группу, рассматривают выставку книг, рассаживаются. Собрание начинается со стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», его могут рассказать дети.)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете…
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым, умным и воспитанным, культурно воспитанным. Каждый взрослый надеется, что его дитя будет добрым, внимательным, вежливым. Как воспитать у ребенка эти качества? Об этом мы сегодня и поговорим.
1. Что означает слово «вежливый».
Вопрос родителям :
- Что означает слово «вежливый»?
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка – невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок – невежа» (сказка для больших и маленьких) Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят» :
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую…
Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед.
Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу –
Медведю пожилому
Не уступил дорогу…
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревет, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости –
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки…
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!
Отец, сердито воя,
Отшлепал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)
…Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
Много лет люди создавали нравственные нормы и правила поведения. Причем каждая эпоха преподносила свои правила, которым подчинялись все слои населения независимо от положения и возраста. Например, в изданных при Петре Первом «Показаниях к житейскому обхождению» отдельные нормы поведения приравнивались к законам.
И тех, кто не соблюдал эти законы, наказывали порой жестоко.
Воспитание культуры поведения, Формирование нравственных качеств у детей – непростой процесс. Кому-то он удается, кому-то нет. Как воспитать культурного человека? Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская наблюдательность помогут найти ответы на многие вопросы.
2. Работа с картинками.
(Воспитатель обращает внимание родителей на доску с картинками, на которых изображены ситуации неправильного поведения людей.)
В мире есть добро и зло. И ребенок с первых дней жизни неизбежно познает и то и другое. Познание происходит у детей активно и стремительно. Иногда они не могут отличить хорошие поступки от плохих, добро от зла. И не потому, что дурно воспитаны, а потому, что малышам пока не дано быстро и правильно оценить обстановку в силу их небольшого опыта.
Вопрос родителям :
- Посмотрите внимательно на первую картинку. Какие поступки людей вы считаете неправильными?
(Родители высказываются, затем воспитатель включает аудиозапись с мнение детей об увиденном на первой картинке. Аналогично с последующими картинками. Взрослые сравнивают свои высказывания с детскими.)
3. Микрофон искренности.
Вот какой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева – Гангнус: «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы…»
Предлагаю вам микрофон искренности, в который вы поочередно скажете, что вам удалось в воспитание культуры поведения у вашего ребенка и что пока не удалось. (Родители передают друг другу микрофон и высказываются. Если кто-то не захочет говорить на эту тему, то заставлять не нужно. Воспитатель подводит итог сказанному.)
4. Средства, способствующие воспитанию культуры поведения.
Какие же средства формируют обозначенные стороны поведения дошкольника? Каким путем развить у детей такие качества, как доброта, трудолюбие, терпение, забота о ближнем, любовь к окружающему миру? Может быть, путем заучивания азов нравственности? Может быть, ежедневными напоминаниями ребенку или внушениями – лекциями? (Воспитатель с родителями в ходе размышлений и дискуссии определяют средства, способствующие воспитанию культуры поведения детей.)
Собственный пример взрослого. Все вы прекрасно знаете, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему» (С. Брандт).
Систематическое знакомство детей с нормами морали, заключающими требования к поведению людей. Моральные нормы порой сложны и недоступны полному осознанию дошкольника в той мере, которая необходима для регуляции собственного поведения. Поэтому дети не могут воспользоваться этими нормами в ситуациях, требующих морального выбора. Так, например, если взрослый внушает «будь вежливым», ребенок в лучшем случае запомнит указание, но воспользоваться им не сможет. Но, если взрослый добавляет: «Хорошие люди всегда вежливы» и конкретизирует это правило рассказом об определенных действиях, ребенок понимает правило.
Художественная литература всегда успешно используется для ознакомления детей с нормами морали. Ведь в детской литературе писатели представляют героев (положительных и отрицательных) в доступной форме, описывая их конкретные поступки. Дошкольникам становится понятен смысл поступков героев с точки зрения соответствия нормам морали, и у них возникает желание сравнить себя с положительным героем.
Иллюстрации так же оказывают влияние на детей. Большой эффект у специально разработанных картинок, где представлены ситуации, заключающие в себе мораль. Однако дети не всегда обращают внимание на переживания героя, эмоциональное состояние персонажа. Следовательно, необходима работа, направленная на воспитание у дошкольников сопереживания, сочувствия, отзывчивости, которые станут мотивами нравственно ценных поступков во взаимоотношениях со сверстниками.
Включение детей в деятельность – активное средство воспитания навыков культуры поведения. Именно в деятельности возможно воспитание азов вежливости, доброжелательных отношений с окружающими.
5. Словарь добрых слов.
Сегодня предлагаем вам составить словарь добрых слов. (Воспитатель просит родителей вспомнить формы вежливости.)
Знакомство Приветствие Прощание
Позвольте (разрешите) представиться.
Разрешите с вами познакомиться.
Будем знакомы.
Весьма рад, очень приятно.
Рад познакомиться с вами.
Очень рад знакомству с вами.
Здравствуйте.
Привет.
Приветствую вас.
Доброе утро.
Добрый день.
Добрый вечер.
Приятно снова вас видеть.
Рад встречи с вами.
Доброго здоровья.
Мир вашему дому.
Мое почтение.
Нижайший поклон. До свидания.
До встречи.
Счастливо.
Всего доброго.
Прощайте.
Честь имею.
Будьте здоровы.
Всего хорошего.
Доброй ночи.
Доброго пути.
Кланяюсь вам.
Позвольте откланяться.
Спокойной ночи.
Храни вас Господь.
Желаю всяких благ.
Благодарение Извинение Просьба
Большое спасибо.
Я вас благодарю.
Примите слова благодарности.
Премного благодарен.
Весьма вам признателен.
Вы мне очень помогли.
Вы очень учтивы.
Спасибо за теплые слова. Простите (извините) пожалуйста.
Прошу прощения
Примите мои извинения.
Я был не прав.
Не обессудьте.
Поймите меня. Будьте добры (любезны).
Если вас не затруднит.
Не откажите, пожалуйста.
Не смогли бы вы.
Пожалуйста, помогите мне.
Позвольте.
Прошу вас.
Разрешите.
Буду вам признателен.
Слова «до свидания», «спасибо», «простите»,
«пожалуйста», «здравствуйте» щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
В. Кудлачев