ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Родительское собрание на тему «Дружба»
«О дружбе детей и выборе друзей».
Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.
Задачи:
дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей о дружбе; показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка; проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.
Публикация «Родительское собрание на тему „Дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход СОБРАНИЯ:
Мотивация к обсуждению темы.
- Сколько друзей должно быть у моего ребенка?
Какого возраста они должны быть?
Нужно ли мне вмешиваться в их отношения?
Все эти вопросы задают родители, когда их чадо стает на путь формирования отношений со сверстниками. Какова же роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок?
Получить ответы на эти вопросы мы и попробуем сегодня.
Вхождение в тему.
Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.
Назовите пословицы, которые учат этому.
Старый друг - лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одна ласточка и весны не делает.
Один в поле – не воин.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Друзья познаются в беде.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Дружба дружбой, а служба службой.
Худой мир, лучше доброй ссоры.
Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т. д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т. д.
Попробуйте сейчас для себя честно ответить на вопросы:
Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?
Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
- Были ли вопросы на которые Вам трудно ответить?
Наверное, эта тема остаётся актуальной не только у Вас, но и для каждого родителя. Вопросы эти сложны, и найти ответы и решения бывает порой не так-то просто.
3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
Для начала я приглашаю выйти трёх человек, считающих себя достаточно общительными и коммуникабельными.
А теперь каждый из вас выберет в свою команду по 1 человеку, с которым Вам будет наиболее легко и комфортно работать. Этот человек встанет за вами. Выберите ещё по 1 человеку и т. д. Итак, мы создали 3 команды.
Попрошу подойти ко мне лидеров команд. Выберите одну из трёх цветных карточек.
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны.
«Я хочу» — означает желание человека вступить в контакт с окружающими.
«Я знаю» — говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.
«Я могу» — это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике.
- Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.
Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд.
Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.
Следующее задание для команды «Я знаю». получает на листе №1 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка.
Команда «Я могу» получает на листе №1 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции родителя.
4. Обсуждение. Выступление групп.
(Музыку выключаю). Закончили работу.
Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.
Слово предоставляется команде «Я хочу».
(Выступления родителей).
- И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.
Слово предоставляется команде «Я знаю». (после них сразу же, для сравнения)
Слово предоставляется команде «Я могу».
(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)
Конечно, мы понимаем — сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.
5. Итог работы.
Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба — интуитивна. Взрослый человек — частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок — еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые — разумом.
- Давайте вместе попробуем вынести решение нашего собрания. Что же мы должны с вами делать, чтобы наши дети умели выбирать друзей, умели ценить и хранить дружбу.
Предлагается выбрать из предложений самые «правильные» и составить проект решения собрания.
Возможное решение родительского собрания :
1) Читать с ребенком произведения о дружбе, обсудить с ним поступки героев.
2) Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.
3) Соблюдать в общении правила дружбы.
(указывать ребёнку с кем ему дружить можно, а с кем нельзя; на первое место ставить своё мнение в выборе друзей)
Зачитывается решение собрание.
6. Рефлексия.
- Спасибо за работу.