Наталья Мамаева
Родительское собрание в форме круглого стола «Как помочь ребенку утвердить свое «Я»
▼ Скачать + Заказать документы
В двух – трехлетнем возрасте ребенок начинает тяготиться зависимости от других. «Я сама – все чаще слышим мы от двухлетних малышей. Причем дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят демонстрировать ее. Порой специально проделывают заведомо запрещенные вещи: тянуться к горячему чайнику, открывают ящик сс маминой косметикой.
Однако, отстаивая свое право на самостоятельность, ребенок в тоже время хочет заслужить одобрение, похвалу взрослых и детей. Так под влиянием оценки окружающих и на ее основе у малыша формируется самооценка, т. е. устойчивое представление о своей индивидуальности. Часто бывает так, что реальные достижения малыша не соответствуют его желаниям, притязаниям. И здесь начинаются неудачи, огорчения, поиск новых путей привлечения внимания к себе. Как же это происходит?
Публикация «Родительское собрание в форме круглого стола „Как помочь ребенку утвердить свое „Я“» размещена в разделах
Сережа находился дома до четырех лет. Родители и бабушка поощряли малыша за любое проявление самостоятельности: снял сам кофту – молодец, убрал чашку на место - получай конфетку. Порицание практически не использовалось в этой семье. «Я хороший. Я – молодец», - такая самооценка сложилась у мальчика.
В четыре с половиной года Сережа пошел в детский сад. И сразу возникло множество трудностей: его не хвалили за умение одеваться, обуваться, считали это само собой разумеющимся, ругали и наказывали за нежелание делиться игрушками. Ребята не хотели играть с Сережей, хотя он так нуждался в их внимании. У ребенка назревал внутренний конфликт, нарастало противоречие между самооценкой «Я хороший» и отрицательной оценкой, которую давали ему взрослые и дети. Мальчик отказывался идти в детский сад, грубил родителям. Родители связывали такое поведение сына с привыканием к новым условиям и не разу ни пытались вызвать ребенка на откровенность. А Сережа тем временем самостоятельно искал выход из создавшегося положения и вскоре нашел: стал жаловаться на детей воспитательнице. Ставил условия ребятом: «Если не примете меня играть, то все про вас расскажу». Еще позже мальччик понял, что если принести красивую игрушку, конфетку в яркой обертке или фантик от жевательной резинки, то можно надолго стать хозяином положения: от тебя будет зависить, кто будет играть в у или иную игру, кто какие роли будет выполнять. Самооценка у ребенка осталась прежней : «Я хороший, у меня самые красивые игрушки, со мной все играют». Однако игровые навыки не соответствовали сложившемуся уровню притязаний, т. е. тому уровню достижений, на которые ребенок считает себя способным.
Задумаемся, как же мохны избежать подобного поведения ребенка? Вариантов несколько:
- постепенно снизить самооценку мальчика до близкой адекватной. Для этого родитель указывают на недостатки в поведении ребенка, выражают при этом неудовольствие, огорчение. Но для того, чтобы не возникло избытка отрицательных оценок, воспитателям в детском саду надо хвалить мальчика за успешные действия.
- поднять реальные достижения ребенка до его уровня притязаний, развивая способности мальчика. Например интерес к рисованию или музыке, умение сочинять или рассказывать сказки. Хорошо, если родители поделятся своими наблюдениями с воспитателями группы и вместе с ними выработают программу воздействия на ребенка.
Важно заметить: потребность самоутверждения возникает у всех детей, однако проявляется у всех по-разному.
Одни дети стремиться получить ведущие роли в играх, заслужить похвалу взрослого. Им не нравиться, когда хвалят других детей. Неудачу нередко переживают со слезами на глазах.
Другие дети рады, когда их назначают на «престижные роли или выбирают ведущими в играх, но сами не добиваются этого. Позицию таких ребят можно охарактеризовать как стремление быть как все, не лучше и не хуже.
Стремление к самоутверждении у детей третьей группы можно охарактеризовать как пассивное. Как правило эти дети очень редко хотят занять ведущее место в играх или вовсе от него отказываются. Назначение на эти роли других детей воспринимают как должное, не переживают, что это место занято не ими. Конечно, такую позицию трудно назвать стремлением к самоутверждению : потребность так и остается на уровне несоюзного желания, мимолетного хотения оказаться на месте другого ребенка. Быть незаметными стремятся дети этой группы.
Каков ваш ребенок? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше понять своего ребенка, понаблюдайте за ним дома, во время общения с братьями, сестрами, друзьями, постарайтесь обратить внимание на следующее:
- является ли ваш ребенок инициатором игр или предпочитает, чтобы их организовывали другие дети, выполняет ли главные роли, справляется ли с ними, случается ли так, что ребенок расстраивается, плачет, выходит из игры, недовольный ее ходом или результатом
- как поведет себя ребенок, если вы прищли в гости и большинство взрослых ему не знакомы: будет ли сидеть около вас, стараясь остаться незамеченным; немного побыв с вами, сам пойдет на общение с окружающими, рассказывав о друзьях, о детском саде; сразу обратит внимание окружающих громким разговором, демонстрированием своих «талантов»;
- всегда ли упорно и настойчиво добивается ребенок лучшего результата в порученном ему деле, как ведет себя, когда его хвалят или порицают.
Оценив поведение своего ребенка в результате наблюдения, поразмышляйте над таким вопросом: какими качествами, умениями обладает ваш ребенок