Наталья Альбертовна Самойлова
Родительское собрание «Готовность родителя к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Готовность родителя к школе».
Ребенку до школы осталось меньше года, и он уже первоклассник. Возникает много вопросов и тревог:
Вы не знаете, что ждет ребенка впереди?
Вы беспокоитесь, не рано ли ему за парту?
Вас волнует, хорошей ли будет учительница?
Вы переживаете, подружится ли он с одноклассниками?
Вы думаете, как он будет учиться?
Темочки:
Вы понимаете, сколько перемен впереди у Вашего ребенка!
Вас охватывают вполне объяснимые родительские ожидания и опасения.
О готовности к поступлению ребёнка в школу говорят многие учителя и психологи. А готовы ли мы, родители, к таким серьёзным изменениям в жизни нашего ребёнка? Готовы ли мы перестроить свой привычный быт, свои отношения с сыном или дочкой. Сможем ли мы помочь ребёнку комфортно перейти от игры к новой ступеньке его жизни - учёбе?
Давайте попробуем на нашем очередном родительском собрании ответить для себя на эти вопросы.
Прежде, всего, предлагаем максимально правдиво для самих себя ответить на вопросы анкеты. Если многие из Ваших ответов были отрицательными, не расстраивайтесь и не волнуйтесь. Вернитесь к анкете и постарайтесь ещё раз проанализировать вопросы. Возможно, они помогут вам что-то изменить в привычном ритме жизни и подготовиться всей семьёй к поступлению вашего ребёнка в школу.
Новый этап в жизни ребёнка — это новый этап и в жизни взрослых. Но взрослым ломать старые устои сложнее. Постарайтесь меняться вместе.
Как подготовить первоклашку к школе.
Родителям будущих первоклассников нужно начать подготовку своего ребенка к школе задолго до первого сентября. Иначе ребенку, да и самим родителям придется очень нелегко. Ведь школа – это не только первый звонок и торжественная линейка – школа — это упорный и кропотливый труд. Ведь ребёнка ежедневно ожидает 3- 4 урока (а возможно, и больше) – это целая масса самой разной информации, которую нужно услышать, понять, проанализировать и желательно запомнить. Кроме того, после школы нужно делать домашнее задание, а если ребёнок посещает ещё какие-то дополнительные кружки, то его день должен быть расписан буквально по минутам, иначе не миновать хаоса. Так как же можно подготовить малыша к таким непростым испытанием, которые его ожидают?
1. Игра «В школу».
Пусть малыш будет учителем, а вы – учеником, затем поменяйтесь ролями. Проиграйте самые разные ситуации – вызов к доске, объяснение домашнего задания и новой темы, а также не забудьте о таких важных моментах, как попросить разрешение выйти в туалет ит. д. Обязательно объясните ребёнку, что во время урока нельзя без разрешения вскакивать с места, выкрикивать, звонить по мобильному телефону и отвечать на звонки. Во время урока, следует отключить звук у телефона.
Во время таких игр, пытайтесь, по возможности, приучать ребёнка быть более усидчивым и не вскакивать с места хотя бы 5-10 минут. Эти навыки потом будут очень полезны, ведь во время урока малышу придется сидеть спокойно гораздо дольше, а без тренировки это будет трудной задачей.
2. Привыкаем к школе, знакомимся с учительницей.
Очень важно, чтобы школа не стала для ребёнка чужим враждебным местом. Если школа находится далеко от дома, ещё с лета стоит начать возить туда ребёнка для знакомства. Сразу осмотрите и изучите школьный двор, поиграйте немного на школьном стадионе. Ближе к 1 сентября в школе уже можно будет застать и вашего первого учителя. Договоритесь с ним о встрече, чтобы ребенок мог прийти и познакомиться поближе, узнать месторасположение таких «стратегически важных» объектов, как столовая, спортзал, туалет, ну и конечно класс, в котором будет учиться ребёнок.
Возможно, учитель проводит подготовительные курсы (чаще всего, такие курсы при школах платные.)
3. Готовим школьную форму.
Подготовить школьную форму желательно заранее. Обязательно узнайте о требованиях к школьной форме в вашей школе – в разных школах они могут отличаться. Обязательно расскажите малышу, что теперь он «как взрослый» будет носить специальную форму, которая призвана поведать всем, что перед ними ученик. Как правило, ношение формы не вызывает у детей особого бунта, но бывают и исключения (в основном у девочек, когда малышки напрочь отказываются одевать «немодный» костюм. Попытайтесь объяснить ребёнку понятие «дресс код», приведите в пример знакомых людей, которые ходят на работу в деловых костюмах, делайте упор на «взрослости» и «элегантности» людей в форме.
4. Подготовка рабочего места для первоклашки.
Очень важно заранее подготовить рабочее место для будущего первоклашки. Сходите вместе в специальный мебельный магазин, вместе с ребенком выберете стол и стул для занятий. Лучше всего располагать стол у окна, чтобы днем ребенок мог делать уроки при естественном освещении. Но здесь есть вероятность того, что ребёнок будет больше интересоваться происходящим за окном, а не на письменном столе. Для детей импульсивных, не умеющих концентрировать внимание удобнее будет расположить стол так, чтобы взгляд упирался в стену. Очень важно, чтобы ребёнку было удобно и комфортно как физически, так и психологически, поэтому не навязывайте ему «школьный уголок», который понравился вам, а не ему.
Когда ребёнок готовится пойти в школу, родителям всегда страшно - справится ли? Ведь школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается ребенок, потребует от него напряжение всех сил.
В каких случаях к школе необходимо готовится особенно внимательно?
• Если беременность и роды протекали с осложнениями;
• Если ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
• Если ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
• Если ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив. Если вы замечаете двигательную расторможенность.
Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. 150 лет назад немецкий ученый Генрих Хоффман, обследовав подобного ребенка, заключил: болен. В своей работе он описал признаки заболевания - гинеактивность, импульсивность, неумение концентрировать внимание, доводить работу до конца, слушать. Диагноз: лёгкая дисфункция мозга. Тем не менее, родители и педагоги об этом часто не догадываются. В классе такие дети постоянно исполняют роль клоунов, но неумение сосредотачиваться быстро делает их отстающими учениками. В первый класс эти дети поступают без особых проблем. Очень важно вовремя обратить внимание на детей, если активность носит не вполне здоровый характер.
Но часто в школе учёба непросто даётся не только детям с теми или иными отклонениями, а совершенно обычным, на которых вся семья возлагает большие надежды. Именно поэтому так важно задуматься заранее - готов ли ваш ребёнок к учёбе? Сможет ли высидеть все уроки? Как построит отношение со сверстниками?
Тренировка перед школьным марафоном
Регулярные физические нагрузки - это лучшее «дисциплинирующие», и укрепляющие организм вещество. Причём лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и множественных упражнений - бег, гребля, плавание, прыжки в воду. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребёнку легче будет привыкнуть к учёбе.
• Старайтесь чаще гулять с ребёнком на свежем воздухе.
• Купите домашний спорткомплекс.
• Займитесь с ребёнком закаливанием и ежедневной гимнастикой.
• Постарайтесь походить вместе в спортклуб (секцию ОФП - общей физической подготовкой).
Как помочь дошкольнику
Выбор школы.
• Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
Самостоятельность.
• Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т. д. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Коллектив.
• Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
Подготовка к школе
Не надейтесь на то, что "в школе всему научат". Занимайтесь с ребёнком до школы. Если он немного будет уметь читать, считать, рисовать, пересказывать, первые месяцы в школе не покажутся ему такими сложными. Увлекайте его развивающими играми.
• Учите ребёнка читать и считать перед школой, чтобы он не начал отставать от одноклассников с самого первого дня учёбы.
• Собирая конструкторы, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, ребёнок тренирует руку для письма.
• Научите ребёнка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления и делать самостоятельные выводы.
Ещё один вопрос, который волнует практически всех родителей будущих первоклашек – готов ли ребёнок к школе? Есть масса тестов, примет и указаний на этот счет: от первого выпавшего зуба, до умения бегло читать. На самом деле – готовность к школе, это совокупность самых разных факторов и психологических и физических. Проанализировать и сделать вывод на этот счет, может только специалист. Поэтому, если у родителей есть хоть малейшие сомнения на этот счет – сходите с малышом к психологу, чтобы окончательно прояснить ситуацию.
Сейчас, во многих школах, с будущими первоклассниками проводят небольшие собеседования. Это совершенно не страшная процедура, завуч, или учитель младших классов задаст ребёнку несколько вопросов, чтобы определить уровень развития, возможно, попросит посчитать до 10 и т. д. Такое собеседование не имеет ничего общего с тестированием, или экзаменом. Поэтому, не настраивайте заранее малыша, не пугайте. Очень важно, чтобы родители не говорили плохо при ребёнке о его будущей школе, учительнице, и не сомневались в способностях самого малыша. Ведь дети очень восприимчивы, и то, что говорят самые большие для них авторитеты – родители, воспринимают как истину в последней инстанции. Наоборот, по мере сил и возможностей укрепляйте в ребёнке веру в собственные силы – это одно из важнейших составляющих успеха не только в школе, но и в жизни.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут Вам сориентироваться при подготовке ребенка к школе:
- Пытаясь помочь ребенку расширить багаж знаний перед приходом в школу, не перенасыщайте его. Давайте столько информации, сколько малыш в состоянии усвоить.
- Понаблюдайте за своим ребенком: когда он лучше запоминает информацию? Когда охотнее занимается? Рекомендуется заниматься с дошкольником именно в эти периоды, то есть когда усвояемость знаний, находится на пике.
- Не ругайте ребенка. Не акцентируйте внимание на его ошибках и промахах. Лучше скажите ему о том, что у него хорошо вышло и похвалите. В возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
- Поговорите честно с ребенком. Объясните ему, что учеба - дело ответственное и сложное, а подчас, совсем невеселое.
- Объясните малышу, что при оценке его учебной деятельности, его будут не только хвалить, но и высказывать замечания и просить исправить ошибки.
- Говоря ребенку о его ошибках, будьте корректны. Это не ребенок «плохой», а его конкретное действие было ошибочно. Например: не «ты неаккуратный» а «буква неаккуратная». Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
- Важнейшей рекомендацией является категорический запрет на оскорбления ребенка. Более того не навешивайте ярлыки, не давайте прозвища.
- При занятиях с ребенком не обобщайте оценку его стараний «Ты всегда ленишься!», так как возможно низкий уровень усердности связан с временными конкретными причинами (устал, болит голова или живот, нет настроения, и несправедливое замечание может сильно обидеть малыша.
- Постарайтесь воздержаться от советов ребенку. Лучше при его замешательстве попросите ребенка самому себе дать совет. Так Вы поможете формированию критичности мышления и самостоятельности суждения.
- Спросите у ребенка: что ему понравилось? что вызвало трудности и негативные эмоции при занятиях? Так Вы узнаете, на что необходимо направить дополнительные усилия.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с другими детьми. Не заставляйте его чему-то учиться, только потому, что соседский сын это знает.
- Научите своего малыша позитивно мыслить: «сейчас получается не очень, но скоро получится просто замечательно!». Демонстрируйте ребенку свою уверенность в его успехе.
- Не думайте, что позанимавшись с малышом 2-3 часа, Вам не нужно с ним общаться: поговорить по душам, узнать о переживаниях дня, возможно, что-то посоветовать. Такие беседы нужны и ребенку и взрослому, не подменяйте их занятиями.
- Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).
- Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Последите, пожалуйста, за своими высказываниями об учебе, учителях и школьной жизни в частности. Это необходимо, потому что ребенок впитывает ваши установки, как губка.
Во-первых, не стоит пугать и грозить школой: «Вот пойдешь в школу, там узнаешь, почем фунт лиха!», «Ну, в школе-то сделают из тебя человека!». Кому захочется идти в такое страшное место? Так и до неврозов недолго. А уж о мотивации к учению можно и вовсе забыть.
Во-вторых, не нужно убеждать ребенка «перетерпеть эту школу». Совершенно необязательно проецировать то отношение к школе, которое вы сами вынесли, на школу вашего ребенка. Все будет иначе, поэтому опирайтесь лишь на факты и не спешите их интерпретировать с высоты своего школьного опыта.
В-третьих, забудьте о своем перфекционизме (стремление к идеалу). Не надо заставлять переписывать тридцать раз одно и то же из-за помарок. Не надо делать домашнюю работу сначала на черновике, потом переписывая набело. Не надо нависать над ребенком, контролируя каждый штрих. Это насилие, которое лишает вас обоих приятного общения дома. Мало того, вера ребенка в свои силы и тяга к самостоятельности пропадут на глазах. Если родители всегда легко и отлично учились, велика вероятность, что того же они станут требовать и от детей. Но попробуйте, все же взвесить и решить, что вам важнее – то, как вы выглядите в глазах остальных («родители двоечника») или сохранить хорошие отношения с ребенком, ни смотря, ни на что. Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.
В-четвертых, держите свои тревоги при себе. Да, ребенок может не стать первым учеником. Да, скорее всего, его будут обижать – учителя или одноклассники. Да, и сам ребенок в школе будет далек от ангела. Да, будет чаще болеть и пропускать уроки. Примите это как данность и потом порадуйтесь обратной ситуации. Но не надо все свое беспокойство обрушивать на голову бедного первоклассника! Ему итак несладко, уж поверьте. А еще вы тут – со своими сверхожиданиями, ценными советами и конструктивными замечаниями. Расслабьтесь. Решать проблемы будете по мере их поступления.
В-пятых, верьте в ребенка. Подбадривайте, хвалите, поощряйте. Первоклассника очень легко убедить в будущем неуспехе. Поэтому остерегайтесь своих первых реакций, когда хочется отругать, сделать все за него или махнуть рукой – «все равно у тебя ничего не получится». Старайтесь давать максимум самостоятельности вашему первоклашке. Это будет понятным одобряющим сигналом для него – «с тобой все в порядке, ты справишься». И больше оптимизма, все получится. Удачи!
(Раздается памятка для родителей первоклассников.)