Ирина Михайловна Минакова
Родительское собрание для логопедической группы «Вместе весело шагать»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Вместе весело шагать»
[/b]Одной из задач ФГОС ДО (п. 1.6) является «обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Публикация «Родительское собрание для логопедической группы „Вместе весело шагать“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Вот почему очень важно сделать родителей активными участниками коррекционно – образовательного процесса, научить их адекватно оценивать и развивать речевые возможности своего ребенка, так как они являются для него авторитетом и ежедневно могут закреплять навыки речи в непосредственном общении.
Цель : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи : 1. Укрепить партнерские отношения с семьями воспитанников.
2. Создать атмосферу общности интересов и взаимоподдержки.
3. Повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах совершенствования речевого развития детей, подготовки их к успешному школьному обучению через конкретные приемы логопедической работы.
4. Заинтересовать родителей.
5. Обучить родителей играм на формирование словаря, грамматического строя речи, звукового анализа и синтеза.
6. Повышать уровень осведомленности родителей об образовательной работе в ДОУ.
Логопед : Добрый вечер! Напишите на листочках, чего вы ждете от нашей встречи (на доске Дерево, на него прикрепляем листики)
Приглашаю сесть в круг на стульчики для игры. Родители с интересом включились в коммуникативную игру «Едет Коля на машине, он везет большие дыни» (руки на коленях друг у друга, на каждое слово хлопнуть по колену). Игра «помогает включиться». Затем предлагаю разбиться на две команды, придумать девиз и название команде.
1 команда «Горошинки», девиз : «Наши горошинки растут, очень весело живут»
2 команда «8 идей», девиз: «8 людей – много идей, хорошо сидим, всех победим»
Логопед: Речь – сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно.
Предлагаю командам подумать и записать: Какие условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?
«Горошинки» : общение со сверстниками, взрослыми, животными; развитие речевого аппарата.
«8 идей» : умение слышать речь, развитие мелкой моторики, общение.
На доску крепим высказывания команд.
Логопед: Мне хочется добавить : - ребенок должен быть соматически здоров;
- психически активен;
- имел полноценное речевое окружение;
- испытывал потребность в речевом общении;
- обладал нормой слухового и интеллектуального развития.
Полноценно развитая речь возможна только при хорошо развитых познавательных процессах. Какие это процессы? Восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Работа в командах. Привести примеры игр для развития этих процессов.
«Горошинки» : пальчиковые игры, чтение литературы, скороговорки.
« 8 идей» : Звукоподражание, мимика, стихи.
Логопед : Что помогает осваивать ребенку речевую деятельность? Пришли к выводу, что помогает СЛУХ. Слуховое восприятие - слуховое внимание – слуховая память – фонематическое восприятие (различение звуков речи)
Примеры игр: на различение неречевых звуков «Что звучит?», «Кто кричит?». Стихи – обманки «В чаще голову задрав, воет с голоду ЖИРАФ (волк). «Буква потерялась» (Жучка будку «буЛку» не доела, не охота – надоело). Стихи – небылицы заставляют сосредоточить внимание на содержании, учат думать, рассуждать, т. е. стимулируют переход к логическому мышлению. «На окне у нас висит Анина кроватка
Под кроватью Аня спит очень – очень сладко»
«Нам Незнайка рассказал,
Но, наверное, приврал:
«Долго гладил Ваня волка,
Потому что волк в иголках»
Игра «Узнай по голосу»: Ваня, мы сейчас в лесу
Мы зовем тебя: Ау!
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра на слуховое внимание «скажи стоп, если несъедобное»
Перечисляем : пирог, компот, печенье, кирпич, конфета…
Пришли к тому, что важно выполнять артикуляционные упражнения, игры на развитие воздушной струи, на силу голоса «Самолет приближается и улетает» (а – А –а). Развивать интонационную выразительность (скажи, как папа медведь, как Мишутка; как испуганный зайчик, сердитый Волк и т. д.) Рассказываем по ролям сказки, «Веселые диалоги»
Определили важность участия ГЛАЗ. Глаза – зрительное восприятие – зрительное внимание – зрительная память. Игры : «Дорисуй половинку предмета», «Силуэты», «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди общее». Важно развивать ориентировку в пространстве «Путешествие Колобка» (работаем в квадрате из 9 частей, в верхнем левом углу поселился жук, под жуком – летала стрекоза и т. д.). «Лабиринты», «Маршруты». Закрепляем предлоги в практических упражнениях «Рисунок» : «на берегу реки сидел Петя, справа от него рос кустик, а слева – березка. На березке сидела ворона, под кустом кружился шмель…»
Нужно развивать моторику рук. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка к школе. Упражнения на моторику – являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе выполнения УПР – улучшаются внимание, память, слух и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Самомассаж – тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции проводящих путей. (Профилактика мышечного утомления, снятие нервного напряжения, подготовки руки к письму, повышения работоспособности). Примеры пальчиковых игр : «Вот веселые цыплятки в огород пришли на грядки, они радостно идут, быстро зернышки клюют.»
«Веселые ладошки» (обвести ладонь и фантазируем, рисуем, пример «Снегири и Снеговик»
Игры с прищепками, с мячиком маленьким: «Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю. Здравствуй, мой любимый мячик
Скажет утром каждый пальчик.
2 козленка мяч бодали и другим козлятам дали.
Крепко мячик обнимаю, никуда не отпускаю
Назад – вперед его качу, вправо – влево, как хочу.
Логопед: Нейропсихологические исследования показали, что любой двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. РИТМ оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов – умение правильно воспроизводить ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слова, их слоговой структуры. (подбор рифм; «Какое слово лишнее» - лимон, газон, вагон, стул) Формирование графического ритма – штриховки, рисование узоров (повторяющиеся элементы)
Игры на обогащение словаря:
(можно в мяч) «Кто знает больше названий …Цветов, насекомых, птиц и т. д.
«кто знает больше РОГАТЫХ -…. КОЛЮЧИХ -….
ХИЩНЫХ -…. ПЯТНИСТЫХ -…. ПОЛОСАТЫХ -….
«ИМИТАЦИЯ» - показать мимикой, жестами ШВЕЮ, БАЛЕРИНУ, ВРАЧА ит. д.
«НАЗОВИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ»
Шкаф – мебель для хранения вещей;
Пчела – насекомое приносит мед;
Компот - …напиток из фруктов.
«СРАВНИЛКИ» (нельзя называть цвет)
Какого цвета небо? –как незабудка.
Цыпленок? – как солнце.
Белка? – как апельсин.
«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Надоедливая, жужжащая, черная – МУХА.
Ломкий, прозрачный, холодный – ЛЕД.
«В ГОСТЯХ У ТИГРА» (словообразование)
Мама – тигрица, папа – тигр, сын – тигренок.
«БУКВОЕД» пробрался в книгу, любит лакомиться буквами
ТУ – туча, туфли, тумбочка;
ПА – паста, пакет, палка.
«УГАДАЙ» хитрая,как. лиса; ленивый - ….; ловкая, как - …
Быстрый, как -… ; неуклюжий, Как.
«ОБОБЩЕНИЯ»
Туфли, сапоги, ботинки – это …обувь;
Назови ОВОЩИ - …
«Что ДЕЛАЕТ?»
Яблоко – растет, гниет, краснеет;
Волк – рычит, воет, охотится.
«Назови ласково» - кукла – куколка; юбка – юбочка.
«ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИ» ни черный, ни белый
- какой зимой снег? – холодный;
- какой хлеб любишь? – мягкий;
- ты ходил сегодня гулять? – конечно!
«ДА – НЕТ»
- это дикое животное? – ДА.
- рога есть? – ДА.
- оно большое? –ДА.
- хищное? – НЕТ.
- живет в теплой стране? – ДА.
«Как бы ты поздравил бабушку с 8 марта?»
«Как бы поздравил друга с днем рождения»
«Что бы ты сказал маме, которая очень устала?»
«Что бы ты сказал другу, который больно ударился»
«Придумай НЕБЫЛИЦЫ», например, кошка летает по небу и т. д.
Развиваем грамматическое оформление речи:
«1 – много», «Сосчитай».
Воспитываем чувство грамматической правильности высказывания:
- это шляпЯ? - сливЯ? – нет чего? – сливИ? – шляпИ?
Я спрятала шляпЮ? – сливЮ?
Будем играть с цаплЭй? – со шляпЭй
ЛОГОПЕД: Надеюсь, что мастер – класс помог Вам понять, какие игры и упражнения можно использовать дома, чтобы благоприятно воздействовать на речевое развитие ребенка. А сейчас давайте почитаем ваши записки (снимаю листочки с дерева и зачитываю:
- от сегодняшней встречи жду помощи в развитии речи ребенка;
- как научить правильному произношению букв;
Узнать про речевое развитие ребенка;
- узнать, правильно ли развивается мой ребенок.
Я думаю, что в ходе нашей встречи, вы получили ответы на свои вопросы.
БУРИМЕ для обеих команд:
СОБРАНИЕ _ УСПЕХ,
ЗАДАНИЕ _ смех.
«ГОРОШИНКИ»: Громкий смех, большой успех
Важное задание, шумное собрание.
«8 идей» : Задание – смех
Играли, смеялись
Собрание – успех
Пришли – пообщались.
«Мы задание выполняли, смех и радость получали
Вот собрание прошло, и успех нам принесло!»
ЛОГОПЕД: Я прошу всех выйти из –за столов и встать в круг, взявшись за руки. Давайте все вместе произнесем такие слова : «Пусть миру будет хорошо, от того, что мы есть»
Спасибо всем за участие. Мне было очень приятно и легко с вами общаться!