БЕЛЛА ЛЫСЕНКОВА
Родительское собрание «Формирование экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры дошкольников
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.
Публикация «Родительское собрание „Формирование экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
Участники: родители, педагоги, дети
План проведения:
1. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
2. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»
3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Организовать и провести конкурс детских рисунков.
2. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
3. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу»
4. Написать плакаты:
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов)
«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан)
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)
1. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю - наш большой дом, в котором мы живем.
Коллективное обсуждение вопросов
Ведущий. Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
• Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
• Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?
• Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
• Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
• Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
• Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
• Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Материал для педагогического всеобуча
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому Смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой. Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы починенные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, обнаружить и поддержать таланты, укрепить. Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так - «наука об отношении и животных организмов друг к другу и к окружающей». Поэтому начнем с себя. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов - ввести ребенка в этот, его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования. способов взаимодействия с природой; Чем раньше начинание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
2. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»
ВЕДУЩИЙ: Земля – наш общий дом. Это чудесный дом для людей, животных, растений. В нашем доме есть все условия, необходимые для жизни: солнце, воздух и вода. Но, к сожалению, человек порой становится причиной гибели природы: загрязняются водоемы и воздух, вымирают многие виды животных, исчезают редкие виды растений. Эти проблемы породили новое направление в образовании – экологическое.
Все должны понимать, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Необходимо с раннего возраста вызывать у детей интерес к окружающему и воспитывать бережное отношение к природе, закреплять эти чувства в школе. Следует не только обогащать их новыми знаниями, но и формировать ценностное отношение ко всему живому. Для этого нужно самим любить и беречь природу, владеть системой экологических знаний. Наша игра направлена на закрепление и пополнение имеющихся знаний, на повышение компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
ВОПРОСЫ К БЛИЦ-ИГРЕ «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)
4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
5. Где у кузнечика уши? (на ногах)
6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)
8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
13. Самое крупное млекопитающее? ( синий кит: длина – 33,5м, вес – 160т.)
14. Кто самый сильный на земле? ( муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»
18. Кто кукует у кукушки? (самец)
19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (сорока)
20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеится, то на траве обязательно будет роса. (туман)
26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)
Ведущий: Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии :
- все связано со всем;
- все куда-нибудь девается;
- все что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
3. Подведение итогов.
Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.