Курбатова Варвара
Логопедическая коррекционная работа при запуске речи у неговорящих детей
▼ Скачать
Логопедическая коррекционная работа при запуске речи у неговорящих
детей
Курбатова Варвара Викторовна
учитель-логопед
МАДОУ ЦРР д/с№2 «Развитие»
г. Верхний Уфалей
Существуют определенные периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно.
Публикация «Логопедическая коррекционная работа при запуске речи у неговорящих детей» размещена в разделах
Причины отсутствия речи могут быть социального или биологического характера.
Социальные причины:
- Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком.
- Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье.
Биологические причины:
-Тяжелые или неестественные роды.
-Гипоксия в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
-Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии. -Травмы головы, особенно в раннем возрасте. -Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи, диагноз носит обобщенный характер. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании. Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно.
Основные направления работы по запуску речи
1. Создание психологической базы речи.
Для появления речи очень важна мотивация, то есть потребность ребенка в коммуникации.
Большие трудности для работы представляют дети, не устанавливающие или с трудом удерживающие зрительный контакт, дети с полевым поведением, несформированностью (недостаточным развитием) произвольной деятельности.
Внимание таких детей крайне сложно привлечь! Главным в работе на этом этапе является побуждение ребенка к совместной игре. Очень важно, чтобы у появилась потребность в общении. Необходимо, чтобы малыш захотел взаимодействовать с педагогом, проявил интерес к игрушке или заданию. Часто очень сложно перейти от хаотичного перемещения по кабинету и бесцельных манипуляций с предметами к целенаправленным действиям, и на это уходит не одно занятие.
2. Развитие мелкой моторики – важное направление коррекционной работы с неговорящими детьми. Развивая кистевой праксис, тонкие движения пальцев рук, мы активизируем созревание отделов головного мозга, отвечающих за речь. В своей работе я использую следующие игровые задания:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- различные массажные мячики и валики, шишки, су-джок терапию;
- игры-занятия с прищепками;
- сортеры, пазлы, вкладыши, разрезные картинки, пазлы, мозаику, бизиборды;
- различные шнуровки;
3. Развитие речевого дыхания – необходимое условие формирования речи ребенка.
Для произношения звуков и развития мелодико-интонационной стороны речевой деятельности правильное речевое дыхание имеет большое значение. Без сильной, направленной воздушной струи звуки утрачивают свою четкость, речь будет мало разборчивой. Необходимо научить детей делать вдох носом и плавный выдох ртом.
Рекомендую использовать следующие игровые задания:
- выдувание мыльных пузырей;
- задувать красивые и интересные свечки;
- дуть на разные шарики, легкие маленькие мячики, загоняя их между двумя кубиками, забивая гол в ворота и т. д. ;
- дуть на снежинки, различные занимательные вертушки;
- играть в «живые предметы», заставляя их двигаться силой воздуха.
4. Работа над пониманием речи.
С детьми, имеющими задержку речевого развития, параллельно с запуском речи следует проводить работу над пассивным словарем. Работа должна быть направлена на расширение и обогащение лексического запаса, на развитие понимания грамматических конструкций, мы учим детей понимать значения новых слов, правила согласования частей речи. В работе используем разнообразные игровые ситуации, действия с предметами, сюжетные картинки. Также можно играть со строительным материалом, кубиками, крупным конструктором, детской посудой и т. д.
5. Активизация собственной речи.
Если у ребенка речевое развитие характеризуется отсутствием слов, наличием только вокализаций и звукокомплексов, мы начинаем работу с вызывания звуков, затем звукоподражаний, постепенно включаем в занятия работу над словами и далее – над фразой.
Очень важно, чтобы у ребёнка хорошо было развито речевое подражание. Мы стимулируем его желание повторять за нами! Привлекаем внимание к собственной артикуляции, создаем такие условия, чтобы ребенок захотел повторять за нами звуки, слоги, слова…Очень важно для специалиста проводить занятия эмоционально. Речь ребенка очень часто появляется как ответная реакция на наши эмоции! Мы создаем разнообразные интересные коммуникативные и игровые ситуации, используем широкий спектр приемов для привлечения внимания: яркая помада, забавные ободки на голове, яркие очки и т. п.
6. Развитие неречевых процессов, тесно связанных с речевой функцией.
Речь взаимосвязана с другими сторонами психического развития. Поэтому в работу по запуску речи необходимо включать и развитие высших психических функций: мышления, восприятия, внимания, памяти. На занятиях мы предлагаем детям разнообразный материал и задания: выстраивание визуально-ритмического ряда (таким образом формируется моторное планирование, сортировка предметов по размеру, цвету и форме; различные игры на конструирование («Сложи картинку!»); на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
В своей работе я также использую методику Татьяны Грузиновой.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов» : жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
• Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
• Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
• На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.
Очень важно, чтобы работа с неговорящими детьми была начата своевременно. Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия. Результативность наших занятий во многом зависит и от помощи родителей, ведь только совместными усилиями можно добиться видимых результатов!