Ирина Иванова
Родительская гостиная «Растим любознательных»
▼ Скачать + Заказать документы
Категория слушателей: родители воспитанников средних групп
Цели и задачи:
• Раскрыть значение познавательного интереса - любознательности ребенка и отклика взрослых на него;
• научить родителей развивать познавательную активность.
Форма проведения:
Родительская гостиная
План проведения:
1. Вступительная часть, презентация «Дети о любознательности»,
2. Практическое обучение родителей развития познавательной активности детей:
- Познавательно-речевое развитие,
- Загадки – как средство развития любознательности,
Публикация «Родительская гостиная „Растим любознательных“» размещена в разделах
- Влияние физического развития на познавательную активность детей.
3. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы», решение практических задач.
4. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия:
1 часть.
Каждый ребенок уникален. Это аксиома и для взрослых она должна стать основополагающей при воспитании своего чада. Другое дело, чего вы хотите добиться в результате развивающих и воспитательных процессов. От этой мотивации и зависят различные методы. Но есть один вид развивающей деятельности, который будет происходить независимо от желания взрослых и даже самого ребенка. Речь пойдет о познавательном развитии. Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный.
Когда ребенок по-вашему мнению начинает познавать мир?
С первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего-то просто избавляясь.
Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, родители должны направлять его.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Но вместе с тем, стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
Методика «Значения слова».
Интересно, а что же значит слово «любознательность»? Запишите, любые слова, ассоциирующиеся у вас с ним (работа в группе). А теперь пройдитесь по другим группам и найдите новые слова, которых нет у вас и запишите их. Следующий шаг: определите из полученных слов понятие слова «Любознательность»
В «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова оно определяется как «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
Вопрос для обсуждения:
Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей.) Вашему вниманию представляем ответы детей о любознательности.
Ответы детей на вопросы (презентация)
1. Что такое любознательность?
2. Как проявляется любознательность у тебя?
3. Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
4. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
5. Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
Вопросы для обсуждения:
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
2. Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
3. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
4. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Выступление учителя-логопеда
Почему важно развивать любознательность у детей и как это можно сделать
Выступление физинструктора
Физические занятия важны для ребенка. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификация, обобщение насыщают каждое физкультурное занятие.
Выступление воспитателя
Мы, к сожалению, недооцениваем важность и огромный потенциал который несут в себе загадки. А ведь это проверенный временем и опытом наших предков жанр фольклора, который способствует как раз, таки развитию любознательности, наблюдательности и познавательного развития у детей.
2 часть: Практические задачи.
Вопросы для обсуждения:
1. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
2. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
3. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
Как отвечать на детские вопросы?
Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Как же отвечать на детские вопросы и при этом стимулировать познавательный интерес ребенка?
Начнем с того, что отвечать на вопросы ребенка нужно. Всегда. Ведь, как уже говорилось, малыш только знакомится с окружающим миром. И ему важно получать как можно больше информации о нем. А кто самые главные, самые умные, самые авторитетные люди в его жизни? Конечно же, родители! И что же делать крохе, если даже они не могут или не хотят ответить? Откуда брать информацию? Так впору и познавательный интерес потерять: зачем пытаться что-то узнать, если все равно не получаешь необходимой информации.
Ответы на детские вопросы не должны быть:
отмашкой («Я сейчас занята, спроси у папы», «Не знаю», «Потому что в мире так устроено», «Много будешь знать, скоро состаришься» и т. д.).
Ребенок будет разочарован – вроде как ему ответили, но нужного ответа на вопрос он не получил.
выдумкой
Вы подключаете фантазию, придумываете какой-то совершенно сказочный ответ на вопрос малыша. Ребенок удовлетворен. А потом он начинает общаться со сверстниками и узнает, что на самом деле все иначе. Малыш будет разочарован. А другие дети, скорее всего, будут над ним смеяться.
излишне «научным»
Вы углубляетесь в научный аспект. Если бы перед вами был взрослый, такой ответ был бы уместным. Но ведь вы общаетесь с ребенком, который из вашего ответа не поймет ровным счетом ничего.
Отвечать на детские вопросы необходимо:
честно
Вы можете пока не давать малышу полной информации, оставив на потом аспекты, которые он пока еще не готов понять. Но не нужно ничего придумывать!
просто и понятно
На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Выбирайте максимально простой ответ, соответствующий возрасту ребенка. Спрашивает, какая перед вами машина? Не спешите называть марку и рассказывать историю компании-изготовителя. Можно ведь просто ответить, что она – красная.
стараясь понять, что конкретно интересует малыша, почему он задает вам такой вопрос
Может быть, ребенком движет не любопытство, а страх? Тогда постарайтесь его развеять.
Вы можете:
дать на вопрос малыша краткий, четкий и правдивый ответ
предложить ребенку самому подумать и высказать предположения: «А как ты сам думаешь?» (особенно если он сам способен дать ответ на свой вопрос).
дополнить обратным вопросом «А что будет, если…» (Почему
подсказать, где он может найти информацию (например, в конкретной книге).
Первый метод подходит, когда вы ограничены во времени. Дискуссия с перебором вариантов ответов самого малыша на собственный вопрос (второй метод) может состояться, если вы свободны. Тогда можно изложить все точки зрения (и ваши, и малыша). Можно даже опросить других людей (если они будут не против). И только уже потом выбрать правильный ответ из всех найденных. Такой подход позволяет развивать не только познавательный интерес малыша, но и его навыки речи, общения. А третий метод хорош для воспитания в ребенке самостоятельности. Ведь вы не всегда можете быть рядом. И ему не нужно будет ждать вашего прихода, чтобы получить ответ на свой вопрос. Он сможет самостоятельно найти его в книге. Эти навыки пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу. Приобретите несколько качественных детских энциклопедий для таких ситуаций.
Если вы не знаете, как ответить на вопрос ребенка, скажите ему об этом честно! (Потом вы, конечно, найдете необходимую вам информацию и утолите любопытство малыша). А вот врать – плохой выход из ситуации.
Не стремитесь поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим странным, абсурдным или неоднозначным вопросам — растите своего ребенка мыслящей личностью и достойным собеседником.
Упражнение «Почему птицы летают?»
Родители в малых группах обсуждают свои варианты ответов и предлагают их к рассмотрению.
Дополняем обратным вопросом «Что будет, если птицы не будут летать?»
Примерные ответы на вопрос «Почему птицы летают?»:
- чтобы сбежать от хищников и лучше питаться.
- птицы летают, потому что у них есть крылья.
- Крылья летающих птиц устроены так, чтобы поднимать их вес на нужную высоту, чтобы они могли передвигаться таким образом.
Задание «Мотивация»
Со времён Сократа принято считать, что познание начинается с удивления. Что-то или кто-то привлекает наше внимание, возникает интерес. Помня об этом, педагоги стремятся удивить, заинтриговать детей, обратить внимание на необычный факт.
И сейчас вам необходимо представить явление природы так, чтобы ребёнку захотелось о нём узнать, то есть заинтересовать его. (Командам предлагаются явления природы, изображенные на картинках: гроза и радуга).
Источники получения информации ребенком
Наше время называют веком информации.
Информация — это от латинского informatio — «сведение», «оповещение», то есть сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека, как взрослого, так и ребенка:
1. Взрослые (родители, воспитатели, учителя и др)
2. Книги, журналы – как источник знаний.
3. Интернет
4. Общение со сверстниками
5. Телевидение
3 часть. Выводы. Решение собрания, Рефлексия
Примерный вариант решения собрания:
1. Создать условия для развития детской любознательности.
2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
3. Придерживаться рекомендаций собрания
4. Пополнить предметно-развивающую среду дома играми развивающего характера.
Практический материал для изучения в семье:
- памятка по развитию любознательности
- памятка «Как отвечать на детские вопросы»
Рефлексия родительской гостиной Заполнение формы «Обратная связь», для оценки организации мероприятия.