Татьяна Фомина
Консультация для родителей по воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании
"Про маленького Буку и большую Бяку".
В каждой семье, где есть ребёнок, родитель рано или поздно сталкивается с упрямством, непослушанием, эгоизмом. Это кризис взросления. И совет здесь только один: не паникуйте взрослые, не злитесь, наберитесь терпения и смекалки.
Упрямство, трудновоспитуемость, капризность, конфликтность ребёнка любого возраста - это, скорее всего, лишь период становления его самостоятельности, который необходим для его взросления. Эти проявления поведения обостряются при игнорировании взрослыми новых потребностей ребёнка в сфере общения и деятельности, и смягчаются при правильном подходе (нужна смекалка) Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это не отрицательный показатель. И, наоборот, внешняя «бескризисность», которая создаёт внешнее благополучие, может быть обманчивой, потому что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Публикация «Консультация для родителей по воспитанию детей» размещена в разделах
В детском возрасте обычно выделяют:
«кризис первого года жизни»
«кризис 3-х лет»
«кризис 6-7 лет»
«подростковый кризис» (10-11лет)
«кризис 17 лет».
Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, социальных условий, особенностей воспитания в семье.
«ДАЙ».
Кризис первого года - это кризис мировоззрения. Малыш открывает мир вещей, своего тела. Появляется ходьба, речь, инициатива в общении (протягивает ручки, даёт сигнал, что он хочет, зачатки самостоятельности. В этом возрасте ребёнок должен быть как можно ближе к маме. Не стоит вручать его нянчить бабушкам и отдавать в ясли. Но, матери очень нужны помощники! (для непрерывного присмотра, ухода за ребёнком). Не стесняйтесь своих чувств: улыбайтесь ребёнку, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, радуйтесь ему, ласкайте чтоб он чувствовал: вы его понимаете. Демонстрируйте и рассказывайте ему, как действовать с предметами, что происходит в данный момент. Уберите вещи, которые трогать нельзя: он должен свободно двигаться, исследуя всё, что ему интересно. Говорите «нет» как можно реже, а учитесь отвлекать его и переключать внимание, ребёнок должен попрактиковаться в положительных и отрицательных чувствах. Родители, будьте спокойными и терпеливыми!
«НЕХОЧУХА».
Это один из сложнейших кризисов - кризис отношений. Формируется ориентация в человеческих отношениях, ребёнок открывает новые способы взаимоотношений. Это попытка самостоятельно отделиться от матери и как-то решать свои проблемы. Это кризис сопротивления, упрямства, негативизма, ревности, бунта, своеволия, когда ребё нок говорит: «Я сам!», «Нет!», «Не хочу!», «Не пойду!», «Хочу то-то!». От того, как вы как вы пройдёте с малышом этот кризис, как разрешите конфликты, будет зависеть поведение ребёнка в 10-13 или 17 лет. Не спешите помогать ребёнку, если что-то не получается у него. Ему самому важно справиться с тем, что раньше не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание. Родителям важно набраться терпения, разрешать ребёнку всё, что не опасно для него и для других. Запрещать что-либо жёстко, но не часто, и объясняя этот запрет. И конечно, быть последовательными, и соблюдать правила. Уважайте замыслы ребёнка и по возможности оставляйте выбор за ним.
«А Я ВОТ ТАК СДЕЛАЮ!».
В этом возрасте происходит дальнейшее отделение себя от окружающей среды. Переживания приобретают смысл, возрастает самостоятельность, изменяется отношение к другим детям.
Кризис 6-7 лет - это кризис отношений в мире вещей, в мире правил и дисциплины. В это время ребёнок начинает кривляться, паясничать, капризничать. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. Мальчики упрямятся сильнее девочек.
Поддерживайте желание ребёнка играть, создавайте условия для игры со сверстниками. Через игру осваиваются способы общения (постепенно он отходит от игры, переходя на общение, у него появляется самооценка (важно её поддержать, не уронить, обидев неудачным сравнением). Примите его взросление. Если что-то упущено в воспитании, пересмотрите свои позиции и начните заново. Надо помнить, что самый сильный мотив- мотив награды, поощрения. Когда хотите поругать ребёнка, сначала используйте «метод пряника» - пообещайте что-нибудь любимое, если он исправит ошибку (провинность, отметку в школе, хвалите за каждую отметку, успех, достижение. На втором месте - мотив наказания (лишь бы не наказали). На 3-ем - «собственное обещание». И лишь на 4-ом – прямой запрет.
Стоит сказать, что у ребёнка к 6-7 годам должна быть сформирована готовность к школе, которая складывается из познавательной сферы (требуемый уровень знаний, физической (высидеть 40 минут, эмоциональной (способность культурно вести себя, общаться со сверстниками) иначе, рискуем услышать: «Не хочу в школу!», «Не пойду больше туда!» А дальше, скандалы, обиды, непонимание, либо болезни, начиная от таких: «Ой, что-то живот болит!», «У меня кружится голова» и до реальных - головных, брюшных, глазных болей.
Чтобы воспитать у ребёнка готовность к школе, играйте с ним в школу, рассказывайте про неё хорошее, а не пугайте ей. Приобретайте знания: учите детей пересказывать тексты, отвечать на вопросы, заинтересовывайте в получении новых знаний и умений. Важно интересоваться: что делал ребёнок в школе, что узнал? Хорошо было бы делать уроки вместе с ним, но соблюдая перерывы в работе (интервалы) т. к. внимание у ребёнка ещё слабое и мотивация к учёбе встречается в этом возрасте редко.
Памятка для родителей
по воспитанию
культуры поведения у детей.
1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой ребёнка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, а лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень этого не хочется.
7. Помните, что поведение это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!