Любимова Людмила Николаевна
Консультация для родителей «Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
Фонетико-фонематическое нарушение речи у ребёнка
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТК
Выполнила: Любимова Л. Н
Что такое фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит Вам логопед.
"Но мой ребенок слышит хорошо", - недоумеваете Вы.
Публикация «Консультация для родителей „Фонетико — фонематическое нарушение речи у ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного
Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», т «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если п ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Само по себе это не р исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Коррекция ФФНР
Начальное, а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.
I этап - Узнавание неречевых звуков
Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т. д.
II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав, корова мычит: мууу, кот мяукает: мяу! и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я»
Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.
III этап - Различение близких по звуковому составу слов
Игра «Светофорчик»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.
Игра «Исправь ошибку»
Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
IV этап - Различение слогов
Игра «Повторюшки»
Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т. д. ; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т. д. ; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т. д.
Игра «Сигнальщик»
Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
V этап - Различение фонем
На этом этапе нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
Игра «Поймай звук»
Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
Регулярно занимаясь с ребёнком дома (по указаниям логопеда, играя в представленные игры, Вы сможете добиться отличных результатов в развитии фонематического слуха у ребёнка, а, значит, процесс коррекции ФФНР пойдёт намного быстрее и вскоре Вы услышите ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ своего ребёнка, которая станет залогом успешного освоения грамоты и чтения!