Оксана Латыпова
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «ЦРР—детский сад № 10 «Солнышко»
Открытое
в подготовительной к школе группе
Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка
Воспитатель:
Латыпова Оксана Витальевна
г. Благовещенск
Тема: Семья на пороге школьной жизни ребенка
(Круглый стол)
Цель:
Публикация «Родительское собрание „Семья на пороге школьной жизни ребенка“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Сообщить родителям знания по проблеме подготовки детей к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
Привлечь родителей к обсуждению данной темы круглого стола с привлечением педагога-психолога ДОУ.
Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.
Участники: родители, воспитатель, педагог-психолог, логопед.
Оборудование:
Карточки с фразами, часто используемыми взрослыми.
Рисунки родителей на тему : «Каким я вижу ребенка в школе?».
Рисунки детей на тему: «Как я представляю себя в школе?».
Запись интервью детей подготовительной к школе группы.
Оформление встречи:
Вырезанные из бумаги фигурки елочек с напутствием воспитателя.
Девиз «Тот, кто не растет, умирает!».
Выставка «Наши мамы и папы - школьники».
Повестка родительского собрания :
Вступительное слово воспитателя: чтение рассказа В. Астафьева «Кто не растет, тот умирает».
Доклад педагога-психолога «Готовность ребенка к школе».
Доклад логопеда «Особенности работы с детьми с нарушениями речи».
Педагогический практикум родителей.
Анализ рисунков детей и родителей, их интерпретация.
Интервью детей «Я в школе».
Ответы на вопросы родителей.
Вручение елочек с памятками.
Ход РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово воспитателя: чтение рассказа В. Астафьева «Кто не растет, тот умирает».
Слово воспитателя. Здравствуйте, мои коллеги. Коллеги, потому что впереди у нас - дорога длиною в 1 учебный год, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих детей - моих воспитанников - и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашей группы и помощниками в нашем общем деле воспитания.
Сегодня ваши семьи стоят на пороге серьезной и интересной школьной жизни ваших детей. Поэтому мы с вами побеседуем и ответим на все возникшие у вас вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школе, за «Круглым столом».
Что ж, пора браться за работу. Помните, один мудрец говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека). Предлагаю обозначить наш маршрут. Перед вами лежит алгоритм нашей работы, в самом начале которого позвольте прочитать вам небольшой рассказ В. Астафьева. Очень хочется, чтобы наш путь начался именно с него.
Воспитатель. Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой истории. Ваши любимые ребятишки скоро пойдут в школу, где их ожидает много трудностей и радостей, испытаний и счастья, а также взлеты и падения. Они - как хрупкие беззащитные елочки, которым нужно выжить в новом мире, найти свое место в нем и закрепиться… Нам же, дорогие коллеги, предстоит выполнять роль того самого прародителя, который должен дать силы новому растению… Трудная, но очень почетная миссия. Согласитесь.
И чтобы Вам было легче ее выполнять, педагог - психолог познакомит Вас с понятием «Готовность ребенка к школе».
2. Доклад педагога-психолога «Готовность ребенка к школе».
3. Доклад логопеда «Особенности работы с детьми с нарушениями речи»
4. Педагогический практикум родителей.
Задание 1.
Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе говорят о «психогенной школьной дезадаптации, которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
На карточках написаны фразы, довольно часть используемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Расскажите о своих предположениях.
Вот пойдешь в школу, там тебе…Ты, наверное, будешь двоечником?
(Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
(Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
(Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка : «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).
Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана).
Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)
Следующее практическое задание заключается в том, что я Вам предлагаю послушать 2 стихотворения, а Вы подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, в них говорится.
В. Суслов «Корзина малины»
Вопросы к родителям :
Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?
Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?
Как вы помогаете ребенку в этом?
Резюме. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен самому себе ответить на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» и решить, как ему поступить: как хочется или как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолевать ситуативность поведения.
М. Смирнова «Таня – неумелочка»
Вопросы к родителям.
Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим?
Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии сделать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. - может принести впоследствии массу неприятностей и родителям, и самому ребенку.
5. Анализ рисунков детей и родителей, их интерпретация.
Воспитатель. А сейчас приглашаем вас посетить выставку «Я в школе», на которой представлены работы детей. Может, кто-то из родителей сумеет угадать рисунок своего ребенка.
Анализ рисунков детей на тему «Как я представляю себя в школе»
Воспитатель и психолог. Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок взрослеть, хочет ли стать школьником. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее : привлекательным или не очень? Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
Попытайтесь почувствовать общую тональность. Какое настроение ребенка передает он? Неувернность или даже страх перед школой? Есть ли на рисунке ученики, учитель? Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым - родителям, учителям, воспитателям: «Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске.», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать, мне страшно войти в школу.», «Мне радостнее возвращаться домой, чем идти в школу» и др.
Анализ рисунков родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе»
- А сейчас предлагаю рассмотреть собственный рисунок, сравнить его с рисунком Вашего ребенка и ответьте себе на вопросы.
1. Есть ли сходство между рисунками, в чем оно? (в сюжете, в переданных чувствах?
2. Чей рисунок получился более оптимистичным - ваш или ребенка?
3. В чем проявился оптимизм?
4. Вы нарисовали, каким хотите видеть своего ребенка в школе (ваши ожидания) или каким не хотите видеть (ваши опасения?
5. Какой образ ребенка у вас получился - положительный или отрицательный? Какой он в вашем представлении как ученик, школьник?
6. Что вы как родитель можете сделать сегодня, чтобы изображенный на вашем рисунке ребенок-школьник стал реальностью?
6. Интервью детей на тему «Я в школе»
Хочется ли тебе идти в школу?
Для чего нужно учиться в школе?
Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
Какие правила нужно выполнять, чтобы стать хорошим учеником?
Нравится тебе или не нравится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку?
Как ты думаешь, какого первоклассника
можно назвать хорошим учеником?
Ответы анализируются с точки зрения их полноты, точности и соответствия смыслу вопросов. Хорошо, если ребенком даны такие ответы на большинство предложенных ему вопросов.
7. Ответы на вопросы родителей.
8. Вручение елочек с памятками.
Пришло время заканчивать работу нашего круглого стола. Осталось только дать рекомендации, как пережить первокласснику адаптационный период.
9. Памятка родителям первоклассника
10. Итог родительского собрания. Решение.
К сказанному многое можно было бы добавить. Предоставляем вам такую возможность. Пусть ичезнут страх и тревога у будущего первоклассника, пусть он знает, что вы - родители - всегда поможете и поддержите. Успеха вам!
ЛИТЕРАТУРА
Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментальных заданиях, рисунках, таблицах. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.—208 с.
Арнаутова Е. Семья на пороге школьной жизни ребенка. // Дошкольное воспитание. —2002.— С. 54—56.
Белова Е. Ребенок идет в первый класс. // Дошкольное воспитание. — 1995.— № 8. – С. 87-91.
Мишакина Т. Л., Гладкова С. А. Советы родителям будущего первоклассника. Ответы на самые распространенные родительские вопросы. —М. : Издательство «Ювента», 2006.—32с.
Родительские собрания в 1 классе. Проверяй все сердцем / авт. -сост. В. Н. Максимочкина. — Волгоград: Учитель, 2007.– 159 с.