Елена Королькова
Консультация для воспитателей «Рисунки, спрятанные на пальчиках»
▼ Скачать + Заказать документы
С первого сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве полноправного уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку ФГОС ДО. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Изменился и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Рисунки, спрятанные на пальчиках“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Перед нами, педагогами и родителями, стоит задача развития гармоничной, творческой личности ребенка, создания условий для выявления потенциала маленького человека, его склонностей и способностей в той или иной сфере детской деятельности. Всем давно известно, что рисунок для ребенка является средством выражения его чувств и эмоций. При помощи рисования проводятся психологические тесты, оно способствует раскрепощению, снятию напряжения. В момент творчества ребенок становится абсолютно свободен.
Помочь детям проявить творческие способности, самостоятельность, инициативу может знакомство с нетрадиционными способами рисования. Начиная с младшего возраста, дети учатся отображать окружающий мир. Но у малышей недостаточно развита мелкая моторика рук и пальцев, не достает опыта и возможностей. Поэтому нетрадиционные способы рисования очень хорошо подходят для работы с детьми с самого раннего возраста. В своей работе мы знакомим малышей с красками, а также через тактильные ощущения даем возможность лучше узнать окружающий предметный мир. Маленькие дети, окуная пальчик или ладошку в краску, а затем прикладывая ее к листу бумаги, сразу видят результат, что доставляет им радость. Их занимает и сам процесс, и то, что в результате работы рождается яркий рисунок. Тактильные ощущения усиливаются, если бумага будет не гладкой, а фактурной, чего можно достичь простым и доступным детям способом - смять ее и затем разгладить. Дети с удовольствием принимают участие в этом процессе.
Ребята постарше уже обладают достаточными знаниями и опытом для рисования карандашами и кистью, но они еще не способны воспроизвести тот предмет, который они хотели бы, так как их двигательные умения несовершенны. С помощью различных предметов очень легко выражать свой творческий замысел. Например, чтобы нарисовать море, мы используем различные способы тонирования бумаги, набрызг, способ "цветные ниточки". Когда бумага подготовлена, можно использовать печатки. Они могут быть как фабричного производства, так и самодельные. Для изготовления печаток в ход идет все: овощи и фрукты, катушки, пробки и так далее. Детям приятна сама идея использования окружающих предметов для рисования. Дополнить рисунок можно ватными палочками, которыми легко рисовать, но удобнее ставить точки. Меняя краски, дополняя одну технику другой, мы получаем необычный, яркий и самобытный рисунок.
Использование нетрадиционных способов рисования не только развивает творческие способности ребенка, но и знакомит его с предметным миром, ломает стереотипы мышления. Дети знают, что картофель выращивают, чтобы употреблять в пищу, а мы предлагаем им вырезать из клубня форму, которой очень удобно наносить оттиск на лист бумаги. Осенние листья хорошо смотрятся в букете, а мы предлагаем использовать их в качестве печати, трафарета, шаблона, составления коллажа. Тем самым мы формируем у детей нестандартное творческое мышление, расширяем границы предметного мира, обогащаем их знания о свойствах предметов и материалов.
В старшем дошкольном возрасте интересы детей выходят за рамки окружающего их предметного мира. Они умеют фантазировать, их привлекает все волшебное и необычное. Создавать фантазийные работы дети могут с помощью различных техник рисования, которые помогают при их использовании достичь порой неожиданного результата. Ребенок имеет замысел создать зимнюю композицию. Мы можем предложить лист бумаги, акварель, гуашь или цветные карандаши. Результат будет очевиден и предсказуем, но, к сожалению, он не всегда может порадовать ребенка. Двигаясь путем нетрадиционных способов рисования, мы не только расширяем творческие способности ребенка, но и создаем благоприятную эмоциональную среду. Задумал - значит представил в воображении, что должно получиться. Не сумел реализовать замысел, не удалась работа - расстроился. Мы же идем другим путем, пробуем использовать для реализации замысла иные материалы, часто хорошо знакомые ребенку. Например, рисование солью. Всего то и нужно, что клей ПВА, картон разного цвета и соль обычная поваренная и "экстра". Клеем ребенок наносит на лист контур или полностью заполняет объем рисунка, посыпает солью - и готово. Сразу виден результат. Если нужна более тонкая прорисовка, используем соль "экстра". По необходимости завершаем рисунок красками, карандашами. Для рисования используем крашеную пищевыми красителями соль, манную крупу, песок, семена и плоды растений. Вариантов детских работ очень много, но нам важен не столько результат, хотя часто он бывает более чем неожиданным, но и сам процесс творчества ребенка, его эмоциональный отклик.
Важное значение имеет эффект неожиданности. В технике "кляксография", "силуэт", "монотипия" часто результат может быть сюрпризом для ребенка, толчком к включению воображения. Желание дополнить, дорисовать, оформить, наполнить смыслом ранее бессмысленную картинку подталкивает ребенка к поиску возможностей к реализации этого желания. Использование в работе новых способов рисования может быть направлено на умение экспериментировать, развитие мелкой и крупной моторики рук, способствует сплочению детского коллектива, воспитанию дружеских отношений, взаимопомощи и взаимопониманию между всеми участниками коллективной работы. Предлагаем детям тему, даем возможность самостоятельно выбирать способ изображения, необходимые материалы. Обсуждаем последовательность действий, совместно распределяем по желанию детей кто чем будет рисовать. Будет ли это использование трафаретов или силуэтов, способ набрызга или тампонирования, или сочетания нескольких способов, дети смогут помогать друг другу. В процессе работы они учатся общаться, достигать поставленной цели волевыми усилиями, получать радость от успешного результата совместного труда.
Успех нашей деятельности во многом зависит от того, сможем ли мы создать предпосылки творческого самовыражения, вызвать у детей желание создавать, творить. В процессе работы ребенок постоянно делает открытия, узнает такие понятия, как цвет, форма, линия, ритм. Это часто происходит интуитивно, неосознанно. Ребенок просто увлекается доступным ему материалом. Любой предмет, ранее не замечаемый им при подсказке взрослого, превращается в шедевр, которым ребенок может гордиться. Ведь все дети талантливы. Просто необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и развить их. Чем больше маленький человек видит, слышит и переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Таким образом, используя в своей работе с детьми разнообразные нетрадиционные способы рисования, мы не только развиваем творческие способности ребенка, но и раскрываем перед ним окружающий мир во всем его многообразии.
В заключение хотелось бы привести слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: "Источники способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. "