Потапова Ольга Александровна
Рисование в нетрадиционной технике «Цветной граттаж. Космические просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
[Тема занятия: «Цветной граттаж. Космические просторы»
Методическая цель: показать педагогические методы и приёмы, используемые при изучении нетрадиционных техник рисования на примере техники «граттаж».
Тип занятия: комбинированный
Цель: научить детей выполнять работу в технике граттаж.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж;
• научить технике штриха
Развивающая:
Публикация «Рисование в нетрадиционной технике „Цветной граттаж, Космические просторы“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Рисование
- Космос. Рисование в технике «граттаж»
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
• развивать творческие способности и познавательную активность;
• способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования;
• развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;
• способствовать творческому отображению окружающего мира;
Воспитательная:
• воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории;
• воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.
Оборудование:
листы картона формата А-4, черная гуашь, кисти, баночка с водой, восковые мелки, заострённые деревянные палочки.
.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Подготовительный этап
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Тема сегодняшнего занятия: «Цветной граттаж. Космические просторы». Вашей задачей будет выполнить изображение космоса в технике граттаж.
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
-Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для занятия, или каких-то материалов вам не хватает. (Проверяю готовность)
2. Вводная беседа
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие! Но не в простое, а в космическое! Но прежде, скажите мне, что такое космос? (Звёзды, небо, луна, солнце, созвездия, планеты)
- Послушайте загадки про космос и отгадайте их.
1.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Небо.)
2.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (солнце).
3.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (луной).
4.
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица.)
- Верно, ребята. Небо, солнце, луна, звёзды, планеты – всё это и есть космос.
- Сначала мы немного поговорим об этой необычной технике граттаж.
- Вы что-нибудь уже знаете об этой технике?
(Ребята пытаются ответить, сказать свои предположения)
-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.
Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж.
II Основной этап
3. Объяснение нового материала
- Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х г.
- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.
- Как вы думаете, какие материалы необходимы, чтобы сделать цветной граттаж?
(Ребята высказывают свои предположения)
- Правильно нам понадобятся восковые мелки. А кто может сказать как сделать черно- белый граттаж?
(Ребята высказывают свои предположения)
- Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:
- подготовка бумаги - основы рисунка;
- закрашивание бумаги;
- процарапывание – создание рисунка.
Итак, прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.
Есть два способа:
1. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
2. Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.
- Мы с вами попробуем сделать основу с помощью восковых мелков.
4. Подготовительный этап граттажа. - Итак, мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбираем положение: вертикально или горизонтально. Цвета восковых мелков вы тоже можете выбрать любые и любое количество.
Закрашиваем всю поверхность листа, в разном порядке сочетая и выставляя цвета. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении.
-После того как мы закрасили восковыми мелками весь лист бумаги, мы берем черную краску. Широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически на макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа для граттажа будет готова.
5. Актуализация и обобщение знаний –Ребята посмотрите перед вами лежат листы подготовленные вами на прошлом занятии давайте мы подумаем и разберемся что же будет изображено на нашем рисунке.
- Я предлагаю вам помечтать и нарисовать картину «О своем полете к звездам и планетам». Но прежде чем рисовать начать пальчики умелые надо нам размять:
Пальчиковая игра «Планеты Солнечной системы»
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, Два -Венера, Три - Земля,
Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн,
Семь - Уран, Восьмой - Нептун,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Наша работа сегодня будет посвящена космосу.
-Так с чего же мы начинаем рисовать (Ребята отвечают)
- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали
.
6. Практическая работа
Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.
Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.
Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы. (Прохожу по рядам, контролирую)
- Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над работой своей. Если перестаем работать, то их откладываем в сторону.
III. Заключительный этап
7. Подведение итогов Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.
- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким светлым цветам, работа получается наиболее контрастная.
И в заключении поиграем в игру «Космонавты»
Раз-два, стоит ракета - дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет - разводят руки в стороны
Чтобы долететь до солнца - круг руками
Космонавтам нужен год - берется руками за щеки, качает головой
Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях
Пролетая над землею - разводят руки в стороны
Ей передадим привет - поднимают руки вверх и машут на прощание.
Педагог: Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.
Здравствуй наша родная планета! Здравствуй наша родная Земля!
(Вывешиваем работы детей на доске)
8. Итог занятия
- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?
- Что такое граттаж?
- Какими инструментами можно работать в этой технике?
- Как еще можно выполнять граттаж, если нет восковых мелков?
- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!