Наталья Маркина
Рисование цветным песком
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Петровна Маркина,
Воспитатель 1 категории
БДОУ г. Омска
«Детский сад № 262 комбинированного вида»
Чудеснее песка нет для детей забавы
Его всегда имеется в
достатке.
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем….
Иоахим Рингельнац
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
С начала учебного года моей темой по самообразованию стала "Роль мелкой моторики в развитии познавательных способностей детей в процессе игровой деятельности". Эта тема по моему мнению была и будет всегда актуальной для детей дошкольного возраста. Познакомив детей в первый год с множеством методов развития мелкой моторики, таких, как пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, тестопластика, шнуровка, игры на нанизывание, работа с бумагой (вырезание, обрывание, оригами и т. п., игры с крупой, бусинами (перебирание, аппликация) и другими популярными способами, я задумалась о том, что нужно преподнести детям что-то новенькое, интересное. Этим новеньким, но уже довольно популярным стал метод песочного творчества, т. е. рисования песком.
Познакомившись с техникой и особенностями этого увлекательного дела, я поняла, что рисование песком развивает не только мелкую моторику, но и массу других психических и физических качеств у детей. Хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных
способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.
Дети современного общества хотят больше знать, задают много вопросов.
Современное общество требует, чтобы ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, умел писать, рисовать, читать, а в дальнейшем, поступая в школу, был принят детским коллективом. Ведь интересно дружить с тем, кто много знает. С таким человеком никогда не скучно. Довести знания до детского сознания возможно через его личные переживания, когда ребенок увидит, ощутит, узнает. Осуществить это на отдельно взятом занятии невозможно. Поэтому я строю занятия комплексно, нацеливая детей на результат, давая ребенку что-то понять или создать самостоятельно, ощутить свое «Я». Дети с удовольствием исследовали свойства песка под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Они задавали мне разнообразные вопросы, что позволило мне спланировать дальнейшую работу по осуществлению этого проекта. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы
донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как методика нового времени автора Аджи «Познавательное развитие детей», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
· сформировать у детей технические навыки рисования;
· познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
· научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию.
У детей возникла проблема: «Чем можно рисовать?», используя природный материал. Я предложила в качестве материала для рисования взять песок. Получившийся рисунок был однотонным и скучным, поэтому мы с детьми решили покрасить песок гуашью.
Цветной песок вызвал у ребят большой интерес в качестве материала для художественного творчества. Рисунки, выполненные цветным песком, были красивы и позволили детям проявить свою фантазию. Они были удивлены тем, как черно – белые картинки оживали в процессе их творчества.
Использование метода песочной терапии позволило нам отправиться в путешествие, где порой нам было не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивался как в сказке. Детей не переставали удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки.
Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка. Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приё мов обучения и развития:
Игровое:
сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей; дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
Эмоционально-психологическое:
стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии;
приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное:
знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
Речевое развитие:
обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством: рисования на песке.
Рисовать песком хочется, потому что:
- Процесс очень интересен и увлекателен.
- Сам материал необыкновенно приятен на ощупь. Порой невозможно оторваться.
Ожидаемый результат:
• Владение техническими навыками изобразительной деятельности;
• Развитие познавательной активности детей, творческого мышления, воображения, внимания, памяти;
• Развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Развитие композиционных умений.
Работа с родителями:
- Информирование родителей о проекте. (Вызвать интерес у родителей к предстоящей деятельности).
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о песочной анимации?» (Изучить мнение родителей по данному вопросу).
- Собрание «Песочная анимация для развития ребенка» (Вовлечь родителей в педагогический процесс, увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации).
- Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”, (Вызвать интерес у родителей к совместной
Литература
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
2. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст
3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст
4. Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.
5. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста