Динара Исламова
Конспект занятия по рисованию «Башкирский ковер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве башкир.
Программное содержание:
- сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
-активизировать словарь детей по теме «Башкирский орнамент». Продолжать работу по развитию творчества и самостоятельности. Научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы в композиции.
- Воспитать интерес к башкирскому декоративному - прикладному искусству.
Словарная работа: орнамент, ковер, камзул.
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Формы организации детей: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование: мини - музей, музыкальный проигрыватель, фонограмма башкирской музыки.
Предварительная работа. Просмотр презентаций «Жилища башкир», «Башкирский орнамент»; рассматривание башкирского костюма, чтение стихотворений, художественной литературы.
Демонстрационный и раздаточный материал: образец рисунка на А4, гуашь красного, желтого и черного цветов, салфетки, желтый лист бумаги, аудиозаписи А. Кубагушев
«Колыбельная» (пьеса для курая и симфонического оркестра).
Место проведения: групповая комната
Ход занятия
1. Организационный момент.
Под башкирскую музыку, дети заходят в группу с воспитателем, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие.
2. Сюрпризный момент.
-Вос: Ребята к нам на занятие пришла кукла. Ее зовут Айгуль.
Посмотрите на эту куклу, как она одета?
-Ответы детей: Она надела башкирский национальный костюм
-Вос: Да, правильно вы ответили. На ней красивое платье. Платье украшено атласными лентами. Поверх платья она одела камзул. На голову надела меховую шапку.
-Вос: Ребята, Айгуль к нам пришла не просто так, она хочет, чтоб вы ей помогли с подарком. Ведь у ее бабушки скоро день рождение. Поможем Айгуль?
- Ответы детей:
-Вос: Давайте, посадим куклу Айгуль на видное место. Пусть она на нас будет смотреть и наблюдать.
Ребята, перед тем, как сесть за столы я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в мини – музей. (Подходим к музею).
Вос: Какие изделия башкирских мастериц можно увидеть в музее?
Ответы детей:(Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, посуду).
Вос: Чем украшали башкиры одежду, ковры, посуду?
Ответы детей: (Башкиры украшали одежду, обувь, жилище ярко красочным узорами. Орнаментом).
Вос: Молодцы, ребята. Вы правильно заметили и ответили на мои вопросы.
Очень красиво сказано о башкирском узоре в стихотворении, послушайте.
В башкирском узоре - цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего небо, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В народном узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа и его доброта. (Р. Б. Даутова).
Вос: Давайте рассмотрим башкирский орнамент. Что такое орнамент? (Слайд №1)
Ответы детей:(Орнамент – это украшение, узор.)
Вос: Какие фигуры вы видите в башкирском орнаменте?
Ответы детей Цветок, трава, треугольник, ромб, волны, линии).
Вос: Какие цвета используется чаще в башкирском орнаменте?
Ответы детей: (Красный, черный, зеленый, желтый.)
Вос: Молодцы, ребята. Узор как я вам говорила, используется в основном в украшении ковров. Для чего использовались ковры? Коврами был застлан пол на юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища.
Сегодня на занятии мы попробуем украсить ковер, с узором характерным для башкирских ковров. Прежде чем приступить к рисованию, я вам предлагаю немножко отдохнуть.
Физминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Для того чтобы, более углубленно узнать об орнаменте предлагаю вам пройти за столы.
Садитесь.
Вос: Приступаем к выполнению работы. Положили листы бумаги перед собой, начинаем рисовать. Рисовать мы будем с вами сверху вниз. Взяли кисточки макнули в воду, нашли красный цвет, набираем краску. Отступаем Начинаем рисовать слева направо. Рисуем широкую, прямую линию всей кистью. Смываем краску.
Отступаем от красной широкой линии и рисуем тоненькую желтую линию. Нашли желтый цвет, набираем. Рисуем кончиком кисти тоненькую желтую линию. Смываем краску.
Отступив от желтой линии, оставив место, слева рисуем крестик черным цветом.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Вос: Продолжаем дальше. Вы все знаете, что башкирский орнамент повторяется, поэтому мы с вами сначала нарисуем тоненькую желтую линию, а потом толстую красную линию.
Рисование под музыкальное сопровождение звучит музыка А. Кубагушев «Колыбельная» (пьеса для курая и симфонического оркестра).
Рефлексия. Подведение итогов.
Вос: Все закончили молодцы. Посмотрите, какие красивые ковры получились?
Вос: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей: (Украшали ковер с башкирским орнаментом.)
В: Эти ковры мы сегодня подарим кукле Айгуль, чтобы она подарила эти ковры своей бабушке. Вам понравилось наше занятие?
Ответы детей:
Вос: Мы сегодня узнали о башкирском орнаменте, вы показали свои знания – молодцы!